Содержание
- 1 Направо, налево или прямо? Что предлагают ритуальщикам авторы проекта закона «О погребении и похоронном деле в РФ»
- 2 К 2017 году может быть восстановлено лицензирование похоронного дела
- 3 Глава IV. Ритуальные услуги в сфере похоронного дела
- 4 Снизит ли лицензирование ритуальных услуг стоимость похорон?
- 5 Похоронные услуги лицензируют уже в следующем году
- 6 Ритуальные услуги в Москве
- Направо, налево или прямо? Что предлагают ритуальщикам авторы проекта закона «О погребении и похоронном деле в РФ»
- К 2017 году может быть восстановлено лицензирование похоронного дела
- В Москве прошла Международная форум-выставка «НЕКРОПОЛЬ-TANEXPO 2019»
- На Госуслугах появился суперсервис по оформлению документов для похорон
- Новые требования к захоронениям на родственных участках в Москве
- В Москве появилась первая служба без ритуальных агентов
- Как организовать похороны бюджетно и достойно?
- Как отказаться от вскрытия?
- Похороны в Москве: мифы и реальность
- Глава IV. Ритуальные услуги в сфере похоронного дела
- Снизит ли лицензирование ритуальных услуг стоимость похорон?
- Похороны по разрешению
- Монополька
- Кладбищенская история
- В Москве прошла Международная форум-выставка «НЕКРОПОЛЬ-TANEXPO 2019»
- Похоронные услуги лицензируют уже в следующем году
- Что случилось?
- Для чего нужна ЕАИС«Похоронное дело»
- Что хотят изменить чиновники в ритуальных услугах
- Причины, по которым нужна легализация похоронного бизнеса
- Ритуальные услуги в Москве
- Полный комплекс ритуальных услуг
- Наши преимущества
- Как работает наше похоронное агентство
- Почему стоит выбрать именно наше ритуальное бюро?
- Цены на ритуальные услуги
- Похоронные услуги
- Наше ритуальное бюро проконсультирует и поможет организовать достойные похороны
- Наше агентство ритуальных услуг поможет подготовить похороны заранее
- Справочные данные, адреса и телефоны
- Источники
Направо, налево или прямо? Что предлагают ритуальщикам авторы проекта закона «О погребении и похоронном деле в РФ»
Президент Региональной общественной организации по защите прав потребителей в сфере ритуально-похоронных услуг»Верум»
специально для ГАРАНТ.РУ
Проект закона «О погребении» 1 , который после вступления в силу заменит действующий Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле в РФ» (далее – закон о погребении и похоронном деле) – очередное подтверждение тому, что государство в лице авторов законопроекта ориентируется на жесткий контроль этой сферы. Напомним, что в июле 2017 года Президент РФ Владимир Путин по итогам инспекции ритуально-похоронной отрасли Контрольным управлением Президента дал ряд поручений, которые, если обобщить, сводятся к одному требованию – навести порядок на похоронном рынке. Надо отметить, что к работе привлечен практически весь блок правоохранительных органов: поручения даны МВД России, Генеральной прокуратуре РФ, ФАС России и другим ведомствам.
Законотворцы, входящие в рабочую группу при Минстрое России, и эксперты ритуальной отрасли, прорабатывают три варианта контроля за похоронной отраслью: лицензирование ритуальных организаций, создание Реестра ритуальных организаций и саморегулирование (СРО). По словам экспертов, возможен один вариант контроля или объединение двух способов. Поэтому к обсуждению вынесен и комбинированный вариант контроля, который будет использовать возможности и лицензирования, и СРО, или введут Реестр ритуальных организаций и оставят возможность саморегулирования отрасли.
По сути, решается, будут ли чиновники полностью контролировать отрасль или участникам рынка все же оставят немного самостоятельности, разрешив саморегулирование. Пока специалисты Минстроя России, наученных неудачным опытом создания СРО в строительной отрасли, склоняются в пользу введения реестра похоронных организаций и лицензирования.
«Похоронщики» в своей массе естественно ратуют за саморегулирование, то есть за сохранение относительной самостоятельности и независимости ведения дел. Но с учетом позиции авторов законопроекта будем реалистами и рассмотрим варианты-фавориты.
Считаю, что введение лицензирования вряд ли будет оправдано, но, если во главу угла будет поставлено все-таки оно, в проект закона нормативно-правового акта, на мой взгляд, необходимо внести следующие изменения.
В перечень ритуальных организаций, чья деятельность должна быть лицензирована, необходимо внести:
- организаторов похорон;
- организации, занимающиеся транспортировкой тел;
- организации, осуществляющие хранение тел до проведения похорон;
- организации, занимающиеся подготовкой тел к похоронам;
- организации, непосредственно осуществляющие захоронение тел и праха.
Законопроект Минстроя России предлагает лицензировать и косметические работы по подготовке тела, но я и коллеги полагаем, что лицензировать работы по улучшению внешнего вида трупа нецелесообразно, так как, если предположить, что косметические работы по подготовке тела должны лицензироваться, то они, соответственно, должны подпадать под Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – закон о лицензировании отдельных видов деятельности). Согласно действующему закону о лицензировании отдельных видов деятельности косметические услуги не являются предметом лицензирования, так как не подпадают под перечень медицинских услуг (ст. 12). Если косметические услуги по подготовке тела поставить наряду с остальными видами медицинских услуг, то, соответственно, остальные виды косметических услуг также должны будут подпадать под перечень медицинских услуг, иначе будет дисбаланс закона.
Лицензирование похоронной отрасли в целом представляется неоправданным, на мой взгляд, за счет того, что данный инструмент контроля не позволит проконтролировать, соблюдают ли участники рынка морально-этический кодекс, который принимают профессиональные сообщества, когда участники рынка объединяются, например, организуя СРО. Свои профессиональные, этические кодексы есть у адвокатов, госслужащих, журналистов, в корпорациях. Лицензирование – это инструмент хирургического толка. Дать лицензию, а затем приостановить ее действие или вообще отозвать – оперативно и просто, а до этого мало кто будет вдаваться в подробности, соблюдает ли ритуальная организация правила работы в таком деликатном деле, как погребение, или устраивает корпоративы в морге и небрежно обращается с телом.
В случае с саморегулированием СРО должна выработать кодекс профессиональной этики и следить за его соблюдением членами организации. Так, если по обоснованной жалобе на незаконные действия (бездействие) доводы будут подтверждены в судебном порядке, то на основании судебного решения организация будет исключена из СРО без возможности дальнейшего восстановления со всеми вытекающими негативными для нее последствиями. К примеру, если директор, учредитель или работники данной организации захотят создать новую подобную организацию, то у них не будет возможности этого сделать, так как им откажут в регистрации и внесении записи в ЕГРЮЛ, а если указанные деятели аффилированно, то есть через подставных лиц, сохраняя при этом контроль над созданной организацией, решат все-таки создать ее обманным путем, то при выявлении такой организации, всех указанных лиц можно привлечь к уголовной ответственности.
Что касается ритуальных агентов, то законопроект не предусматривает детализации их работы, что, на мой взгляд, является упущением. Если будет выбрано лицензирование, то я уверен, необходимо будет отдельно установить запрет для ритуальных агентов предлагать свои услуги дома у умершего (или родственников умершего). В первую очередь, потому что это нарушение антимонопольного законодательства (ст. 5, ст. 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), а «черные» похоронные агенты вообще не являются официальными игроками рынка ни сейчас, ни в будущем. Они вне закона, а их действия подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса («Мошенничество»). Если ритуальный агент нарушит данный запрет и придет домой к умершему (родственникам умершего), то данное агентство можно было бы привлекать к административной ответственности и накладывать административный штраф (например, в размере 500 тыс. руб., которая способна образумить даже самых пронырливых и жадных до прибыли дельцов).
Но в этом случае возможен такой вариант событий, что ритуальные агенты переберутся к моргам и рядом с ними будут все также предлагать свои услуги. Выход из этой ситуации, на мой взгляд, в следующем: обязать морги вывешивать в здании список всех ритуальных агентств или агентов города, однако сделать это, с законодательной точки зрения проблематично, если практически невозможно. Так, к примеру, в Москве сотни, если не тысячи юридических лиц и ИП, которые осуществляют деятельность в ритуальной сфере, и если такие списки вывешивать, то сколько места они будут занимать? Люди попросту будут читать от силы наименования первых 20 организаций, а это значит, что снова возможны злоупотребления – будут продаваться места в списке.
На варианте создания Реестра ритуальных организации останавливаться подробно не буду, так как, по сути, этот инструмент контроля схож, а по ряду моментов во многом дублирует лицензирование и СРО. Реестр представляет собой форму учета документации, который состоит из документов на бумажных и электронных носителях. Реестр может быть, как лицензированных организаций, так и членов СРО.
У саморегулирования, шансы стать основной формой контроля есть, но они, повторюсь, крайне невелики, так как лицензирование в похоронной отрасли уже вводилось [в 1995 году. – ГАРАНТ.РУ], но было отменено в 2003 году, после чего качество услуг на похоронном рынке заметно снизилось, то есть в свое время лицензирование себя зарекомендовало, обязывая оказывать услуги надлежащим образом.
Саморегулирование подразумевает под собой создание СРО и обязательное участие в них субъектов похоронной отрасли. Главным плюсом саморегулирования является то, что СРО можно обязать нести дополнительную ответственность и в случае причинения ущерба похоронными организациями (то есть если у ритуального агентства нет или не хватает денег для возмещения ущерба – ущерб возместит саморегулируемая организация за счет имеющихся у нее фонда денежных средств, который формируется из взносов, уплачиваемых членами СРО, вступая в организацию и потом ежегодно. Данные взносы идут на нужды СРО и формируют страховой фонд организации. В случае выбора саморегуляции можно будет на уровне подзаконного акта закрепить стандарты деятельности, которые в различных СРО будут дополнены локальными стандартами.
Минус саморегулирования проявляется в том, лицензионный контроль обычно на порядок строже, что обеспечивается за счет регулярных проверок организаций государственными служащими.
В любом случае, что бы не было выбрано: саморегулирование, лицензирование (повторное), или Реестра ритуальных организаций действующий закон должен быть заменен, так как он не отвечает потребностям, предъявляемым в настоящее время, как к оказанию услуг, так и к самому содержанию и юридическому наполнению кладбищ. К тому же требуемые изменения столь объемны, что легче разработать новый закон, отвечающий современным требованиям, нежели вносить изменения в старый.
Положения законопроекта для удобства работы полагаем уместно будет дополнить следующими нормами, отсутствующими в существующем законе, что приводит к юридическим казусам, неопределенности в жизненных ситуациях:
Перечень основных понятий (кладбище, крематорий и др.), которые уже содержит законопроект, необходимо дополнить определением понятий «захоронение в воду», «частное кладбище» и «частный крематорий». В настоящее время очевидными минусами при оперировании последними двумя понятиями является недостаточное правовое регулирование земельных отношений в данной области. Дело в том, что федеральным законодательством предусмотрено, что земли кладбищ относятся к землям специального назначения, то есть изъяты из гражданско-правового оборота – купить или продать такую землю нельзя (п. 9 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса). Собственниками земли являются муниципальные или городские образования. В связи с этим неясно, каким образом земли будут передаваться частным владельцам – на каких основаниях, в каком порядке, куда будут направлены денежные средства, вырученные от реализации таких земель.
На мой взгляд, можно было ввести следующие условия: владельцы частных кладбищ не имеют права распоряжения данной категорией земель, а имеют лишь право владения, ограниченные нормами законодательства о погребении. Данные владельцы получают деньги за организацию погребения (копка могил), а вырученные средства, за исключением собственной выручки, используют для обеспечения надлежащего ухода за кладбищем и могилами.
Прописать возможность или невозможность развеивания праха.
Ввести частно-государственное партнерство в данной отрасли.
В действующем законе закреплено положение о том, что каждому человеку предоставляется участок для погребения бесплатно (п. 1 ст. 7 закона о погребении и похоронном деле), однако оно идет вразрез со п. 9 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, согласно которому земли, относящиеся к гражданским и воинским захоронениям изъяты из оборота. В связи с этим, необходимо на законодательном уровне закрепить право собственности граждан на участки кладбищ. Также в проекте закона необходимо будет закрепить положение, согласно которому право собственности на могильные памятники принадлежит ответственному за захоронение.
Также необходимо ввести в закон о погребении и похоронном деле, КоАП и УК РФ положения, закрепляющие меру ответственности за нарушения в данной области, в частности, ответственность за незаконную передачу данных о смерти граждан должностными лицами правоохранительных органов и медицинских учреждений ритуальным агентствам, а также механизмы привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности, так как в настоящее время и в действующем законе, и в проекте нового закона данные нормы отсутствуют.
Считаю целесообразным частично делегировать функцию контроля за отраслью общественным организациям, в виде создания, к примеру, СРО, либо наделить общественную организацию полномочиями контроля за деятельностью этой СРО.
Полезным также будет введение института уполномоченного в отрасли.
Необходимо популяризировать ритуальное страхование, схожее с пенсионным, чтобы исключить всю преступность составляющих похоронной услуги и поставить всех участников рынка в равные условия.
1 С паспортом законопроекта «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 00/03-22848/02-15/67-13-4).
К 2017 году может быть восстановлено лицензирование похоронного дела
Основные виды ритуальных услуг будут подлежать обязательному лицензированию сроком действия в 5 лет.
Согласно тексту проекта федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации», все компании, осуществляющие деятельность в сфере ритуальных услуг, должны получить лицензию до 1 января 2017 года. Текст документа помещен на сайте Минстроя РФ.
«Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие отдельные виды деятельности по оказанию ритуальных услуг, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2017 года», — говорится в законопроекте.
В частности, лицензированию подлежит прием заказа, заключение договора на организацию похорон и сопровождение похорон, транспортировка тел покойных, сохранение останков умерших, подготовка тел умерших к погребению, захоронение, эксгумация и перезахоронение останков или праха покойных.
Кроме того, лицензированию также будут подлежать услуги по кремации, а также изготовлению и установке надмогильных сооружений.
Лицензия будет действительна в течение 5 лет и будет распространяться исключительно на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного лицензионного контроля и надзора которого она выдана.
В Москве прошла Международная форум-выставка «НЕКРОПОЛЬ-TANEXPO 2019»
27-я Международная форум-выставка похоронной отрасли прошла в Москве, на площадке ВВЦ, в течение 4-х дней, с 29 октября по 1 ноября текущего года.
На Госуслугах появился суперсервис по оформлению документов для похорон
Новые требования к захоронениям на родственных участках в Москве
Для подтверждения родства к рассмотрению будут принимать только оригиналы документов.
В Москве появилась первая служба без ритуальных агентов
Ритуальная служба SMARTRITUAL предлагает заказать все необходимое он-лайн без наценок и переплат.
Как организовать похороны бюджетно и достойно?
Сегодня в Москве не существует фиксированной стоимости похорон: разброс цен за стандартный комплекс ритуальных услуг у разных организаций может составлять 10-30 тысяч рублей. При этом организация бюджетных похорон остается основным запросом у большинства родственников, которые хотят качественно проводить родного человека в последний путь.
Как отказаться от вскрытия?
Волеизъявление умершего или религиозные соображения побуждают родственников покойного отказываться от вскрытия. При каких условиях можно отказаться от медицинской экспертизы и когда она является обязательной?
Похороны в Москве: мифы и реальность
Организация погребения в Москве окружена целым рядом домыслов, которые совершенно не соответствуют действительности.
Глава IV. Ритуальные услуги в сфере похоронного дела
Статья 20.Ритуальные услуги
1. Виды ритуальных услуг:
1) организация похорон;
2) транспортирование останков умерших;
3) предпохоронное содержание останков умерших;
[2]
4) подготовка тел умерших к погребению;
5) подготовка и проведение обряда прощания;
6) захоронение, эксгумация и перезахоронение останков, праха умерших;
7) подготовка могилы;
8) кремация останков умерших;
9) временное хранение урн с прахом умерших в колумбарных нишах;
10) реализация и доставка похоронных принадлежностей;
11) изготовление и установка намогильных сооружений (надгробий);
12) опайка цинковых гробов;
13) уход за местом захоронения.
2. Религиозные обряды и церемонии, сопровождающие погребение, не являются ритуальными услугами.
3. Лицом, оказывающим ритуальные услуги, является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, занимающийся деятельностью по оказанию одного или нескольких видов ритуальных услуг.
4. Ритуальные услуги должны оказываться в соответствии с требованиями правил оказания ритуальных услуг, установленных Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее – правила оказания ритуальных услуг).
5. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к оказанию ритуальных услуг с учетом особенностей климатических условий, географического положения, национальных, культурных и религиозных традиций и обычаев, существующих на территории субъекта Российской Федерации.
Статья 21.Предоставление ритуальных услуг
1. Организация похорон включает в себя обеспечение по заказу лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон, транспортирования останков умерших, подготовки тела умершего к погребению, подготовки и проведения обряда прощания, погребения останков умершего и оказания иных услуг, сопровождающих погребение, а также реализацию и доставку похоронных принадлежностей.
Ритуальная услуга по организации похорон предоставляется на основании договора на организацию похорон. Заключение договора на организацию похорон, в том числе прием заказа, осуществляется в похоронных домах и пунктах приема заказов или иных местах по выбору лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон умершего.
Договор на организацию похорон заключается при предъявлении лицом, взявшим на себя обязанность по организации похорон умершего, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Агенты ритуального обслуживания осуществляют консультационные и организационные мероприятия, направленные на обеспечение качественной организации процесса похорон с момента заключения договора на организацию похорон до их завершения, в том числе с выездом на место.
2. Транспортирование останков умерших осуществляется катафальным транспортом от места наступления смерти до морга и объектов похоронного назначения, от морга до объектов похоронного назначения и между объектами похоронного назначения и включает погрузочно-разгрузочные работы.
3. Предпохоронное содержание останков умерших осуществляется в останкохранилищах (трупохранилищах).
4. Подготовка тел умерших к погребению включает в себя работы по бальзамированию, санитарную и косметическую обработку тела.
Бальзамирование и санитарная обработка тел умерших представляет собой обработку тел умерших специальными химическими составами для сохранения тел умерших до момента захоронения (кремации), а также приведения тел умерших в надлежащее санитарно-гигиеническое состояние. Косметическая обработка тел умерших включает в себя парикмахерские, постижерные работы, а также нанесение на кожу умерших специальных косметических составов для приведения внешнего вида умерших в надлежащее состояние.
Видео (кликните для воспроизведения). |
5. Подготовка и проведение обряда прощания включает в себя предоставление и оформление ритуального зала, организацию и проведение церемонии прощания с умершим на месте захоронения и (или) в ритуальном зале.
Подготовка и проведение обряда прощания может включать в себя услуги по музыкальному сопровождению, прокату похоронных принадлежностей, организации поминальной церемонии, услуги церемониймейстера ритуального обслуживания.
6. Захоронение, эксгумация и перезахоронение останков, праха умерших осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями.
Захоронение останков, эксгумация и перезахоронение праха умерших на вероисповедальных кладбищах и участках осуществляется исключительно организациями, единственным учредителем (участником) которой является религиозная организация соответствующего вероисповедания.
7. При подготовке могил необходимо соблюдение рядности мест захоронений. Копка могилы производится по возможности накануне дня погребения. Могила, подготовленная к захоронению, при необходимости должна быть обеспечена навесами для защиты от дождя и снега.
8. Кремация останков умерших осуществляются только в крематориях.
Выдача праха умершего осуществляется в соответствии с правилами оказания ритуальных услуг.
9. Предметы религиозного назначения, используемые при проведении религиозных обрядов и церемоний, сопровождающих погребение, не относятся к похоронным принадлежностям.
10. Запрещается продажа похоронных принадлежностей, а также организация выставки похоронных принадлежностей на территории медицинских учреждений.
11. Изготовление и установка намогильных сооружений (надгробий) представляет собой осуществление скульптурных, граверных работ, высечение барельефов, изготовление и реставрацию надписей, снятие ранее установленных сооружений, а также производство иных работ по созданию сооружений в соответствии с пожеланиями заказчика, с последующей их установкой (или без таковой) на месте захоронения или по периметру места захоронения.
12. Опайка цинковых гробов представляет собой технологический процесс, обеспечивающий герметизацию цинкового гроба для транспортирования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и таможенными требованиями;
13. Уход за местом захоронения включает в себя уход за намогильными сооружениями (надгробиями), их ремонт, уборку, озеленение, благоустройство и декоративное оформление места захоронения.
14. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельную численность поселений, на территории которых лицо, взявшее на себя обязанность по организации похорон умершего, вправе осуществить действия по предпохоронному содержанию останков умершего, подготовке тела умершего к погребению, транспортированию останков умершего к месту погребения и захоронению останков умершего самостоятельно.
15. Запрещается размещение пунктов приема заказов, юридических лиц (их филиалов и представительств), индивидуальных предпринимателей в медицинских организациях.
Статья 22.Прижизненный договор на оказание ритуальных услуг
1. В целях защиты прав и законных интересов граждан заключение прижизненного договора на оказание ритуальных услуг на территории Российской Федерации допускается лицом, оказывающим ритуальные услуги, при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по прижизненному договору на оказание ритуальных услуг.
2. Прижизненный договор на оказание ритуальных услуг может быть заключен в пользу заказчика или иного указанного им лица.
3. Обязательными сторонами прижизненного договора на оказание ритуальных услуг являются лицо, в пользу которого заключен договор, и доверенное лицо, которое обязано сообщить о факте наступления смерти лица, в пользу которого заключен договор.
Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 1927 | Нарушение авторских прав
Снизит ли лицензирование ритуальных услуг стоимость похорон?
В Союзе похоронных организаций и крематориев считают, что лицензирование не является панацеей от всех бед.
Как правило, чтобы достойно проводить близкого человека в последний путь россияне обращаются в многочисленные ритуальные бюро, которые предлагают весь спектр услуг — от перевозки тела до похорон «под ключ». Похороны — весьма прибыльный бизнес.
Занимаются им небольшие, и, зачастую, полулегальные конторы, которые устанавливают цены на свои услуги буквально с потолка. Действующие законы никак не ограничивает их аппетиты, поэтому похороны наносят серьезный удар по бюджету родственников умершего. Вместе с тем, крупный бизнес, который мог бы снизить цену за счет большого объема заказов, пока не стремится на отечественный рынок ритуальных услуг, предпочитая вкладывать инвестиции в парижские похоронные агентства. Привлекать частный капитал в кладбищенский бизнес не позволяют несовершенство законодательства, административные препоны и монополизация рынка в крупных городах.
Похороны по разрешению
Правительство уже не первый год пытается навести порядок в этой сфере. Он необходим, чтобы сделать рынок ритуальных услуг понятным и открытым для инвестиций. Осенью прошлого года прошло закрытое совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, посвященное проблемам похоронного бизнеса. По его итогам столичным властям было поручено разработать проект закона об организации похоронного дела на территории Москвы. Предполагалось, что он станет «пилотным» нормативным актом, на основе которого и будет в дальнейшем разрабатываться аналогичное законодательство в других регионах. Результатом этой работы стал внесенный в этом месяце в Госдуму депутатом-единороссом Михаилом Моисеевым проект закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в сфере организации похоронного дела на территории субъектов РФ — города федерального значения Москвы и Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Главным новшеством является введение лицензий на оказание похоронных услуг, которые будут выдаваться региональными властями. То есть — лицензирование. Вопрос о необходимости его возвращения, кстати, обсуждается уже несколько лет. Активным сторонником разрешительного порядка деятельности ритуальных контор является, например, столичный департамент торговли и услуг города Москвы. Как сообщил «Ленте.ру» руководитель департамента Алексей Немерюк, лицензирование позволит очистить столичные кладбища от «черных» агентов. По данным правительства Москвы, сейчас в городе легально работают только 20 ритуальных бюро. А вот нелегалов более 2,5 тысяч. Они заманивают клиентов предложениями низких ценам. Но на практике их услуги обходятся значительно дороже, заявленных 20 тысяч. «Лицензирование вряд ли снизит стоимость похоронных услуг в столице, но оно сделает прайсы компаний прозрачнее,— считает господин Немерюк. — Мошенники не смогут больше наживаться на чужом горе». Сегодня при официальной стоимости похорон в 35-40 тысяч рублей, реальная цена у «левых» похоронных контор может достигать 300, и даже 500 тысяч.
«Мы давно говорим о том, что пора принимать новое законодательство. Сейчас мы работаем с законом 96 года, который никак не соотносится с современными реалиями. В результате похоронным бизнесом занимаются чуть ли не бомжи с кладбищ, определенные ужесточения назрели давно», —резюмировала Андреева.
Монополька
Осенью прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала разработку поправок в ФЗ «О погребении и похоронном деле» с целью демонополизации рынка ритуальных услуг. Согласно документу, органы местного самоуправления будут обязаны обеспечить предоставление гражданам в круглосуточном режиме информации о гарантированном перечне услуг по погребению, а также иных данных, связанных с погребением умерших. В ведомстве отмечают, что монопольное право на распределение земли под могилы приводит к тому, что на одном и том же кладбище стоимость похорон отличается в разы. Ближе к центральному входу цена одна, на кладбищенских выселках — другая. Если люди будут точно знать, где какие цены, то больше положенного с них уже взять не смогут, уверены чиновники. Однако, когда предложенный антимонопольщиками проект закона будет принят, сказать сложно. Профильные министерства вернули его на доработку в ФАС.
Кладбищенская история
Другой важной новеллой законопроекта, внесенного в Госдуму, является разрешение на организацию коммерческих крематориев. В пояснительной записке к документу отмечается, что строительство крематориев требует значительных финансовых ресурсов, которых не имеется в бюджетах муниципальных образований, а у инвесторов отсутствует коммерческий интерес к данной сфере деятельности. Причина — крематории могут находиться только ведении органов местного самоуправления. Для того, чтобы привлечь потенциального инвестора к организации крематориев, депутаты предлагают перераспределить полномочия между муниципальными и региональными органами власти по управлению кладбищами в пользу последних. Отсутствие в муниципальных бюджетах денег, как на содержание кладбищ, так и на создание новых объектов похоронного назначения, отвечающих современным потребностям, привело в Московской области к значительному дефициту мест захоронения, отмечается в записке. На региональном уровне привлечь инвесторов по гарантии, например, московского правительства, будет значительно проще.
В Союзе похоронных организаций и крематориев называют это идею хорошей, правда, с несколькими оговорками. В СРО опасаются, что первоначальный энтузиазм инвесторов может смениться разочарованием, когда кладбище или колумбарий будут полностью заполнены. «Хорошая прибыль пойдет на первом этапе, – поясняет Елена Андреева. – Потом, когда основной работой станет содержание кладбища, доходы собственника упадут. Останется ли он в этом бизнесе, или объявит себя банкротом и переложит всю ответственность на муниципалитет, неизвестно». В СРО считают, что этот вопрос также нуждается в дополнительной законодательной проработке.
Европейский опыт показывает, что частные кладбища, и особенно, крематории, являются хорошей альтернативой муниципальным погостам. Например, в Германии из-за повышения цен на захоронения в земле и арендной платы за использование могилы, значительно вырос процент кремации. В США и Японии, где цена похорон остается одной из самых высоких в мире, на кремацию приходится до 90 процентов всех похорон. Строительство крематориев не только снизит цены на ритуальные услуги, но и решит острую проблему нехватки земель под расширение уже существующих кладбищ в больших городах.
Лицензирование ритуальных услуг вряд ли приведет к их существенному снижению цен для конечных потребителей на этом рынке. Вместе с тем, прозрачные условия игры создадут условия для привлечения крупных компаний, которые смогут предлагать своим клиентам гибкую ценовую политику. Во Франции, где похоронный бизнес является крайне прибыльным в силу совершенного законодательства, официальные ритуальные бюро предлагают свои услуги на любой кошелек: от простого кремирования до VIP-похорон в родовой усыпальнице предков. Пока же крупные российские предприниматели не стремятся вкладывать деньги в отечественные погосты, отдавая ритуальный бизнес на откуп «серым» гробовщикам.
Софья Малинина
lenta.ru
В Москве прошла Международная форум-выставка «НЕКРОПОЛЬ-TANEXPO 2019»
27-я Международная форум-выставка похоронной отрасли прошла в Москве, на площадке ВВЦ, в течение 4-х дней, с 29 октября по 1 ноября текущего года.
Похоронные услуги лицензируют уже в следующем году
Что случилось?
Президент России Владимир Путин по итогам проведенной Контрольным управлением Президента РФ проверки исполнения законодательства по вопросам организации погребения и похоронного дела поручил Правительству внести до 1 декабря 2018 года в Госдуму законопроект о реформировании похоронного дела.
[3]
Обсуждение поправок в законодательство, регулирующее сферу ритуальных услуг продолжается уже полтора года. Минстрой разработал соответствующий законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации» и вынес его на общественное обсуждение еще в 2015 году. В этом законопроекте большое внимание уделено новой Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) «Похоронное дело», оператором которой должен стать Минстрой.
Для чего нужна ЕАИС«Похоронное дело»
Чиновник рассказал, что интернет-портал «Похоронное дело», в рамках которого будет работать новая ЕАИС, будет оснащен электронной картой всех кладбищ в России. Это даст возможность любому гражданину в режиме онлайн получить место для своего будущего захоронения. Авторизоваться в системе можно будет уже привычным для россиян способом — через портал госуслуг. Порядок подачи и обработки заявок чиновники пока не определили, как и критерии выбора места захоронения. Технология будет доработана уже после принятия депутатами нового Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проект которого должен быть внесен в Госдуму до конца этого года.
Что хотят изменить чиновники в ритуальных услугах
Документ предусматривает создание хорошо контролируемого механизма, связанного с осуществлением похоронного бизнеса. Заниматься им смогут как государственные компании, так и частные организации. При этом органы местного самоуправления будут обязаны создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. Новые структуры займутся оказанием услуг по погребению, но не смогут предоставлять места по захоронению на кладбищах. Кроме того, в их обязанности войдет определение лиц, имеющих право оказывать услуги по погребению. Минимальный перечень таких услуг авторы документа также предусмотрели. В него планируется включить:
[1]
- оформление документов, необходимых для погребения;
- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
- транспортирование останков умершего до места захоронения или в крематорий;
- захоронение останков или кремация с последующей выдачей праха.
По новому закону, лицо сможет обратиться за возмещением расходов на оплату гарантированного перечня услуг по погребению. Планируется, что близкие родственники усопших смогут возвращать свои деньги через Пенсионный фонд или Фонд социального страхования. Одновременно сохраняется право на социальное пособие на погребение.
Отдельно в законопроекте прописан запрет на распространение третьим лицам сведений о фактах наступления смерти. За такое деяние лица, которые имеют доступ к такой информации, могут быть привлечены к административной ответственности и оштрафованы на 30-200 тысяч рублей.
Что касается непосредственно ритуальных услуг, чиновники предлагают, чтобы их оказывали хозяйствующие субъекты, получившие соответствующую лицензию. За ее отсутствие организации предлагается наказывать на 300 тысяч рублей. Лицензия будет нужна для:
- организации похорон;
- транспортировки останков умерших;
- предпохоронного содержания останков умерших;
- подготовки тел умерших к погребению;
- захоронения останков, праха умерших;
- э ксгумации и перезахоронения останков, праха умерших;
- услуг по кремации останков умерших.
Любые из ритуальных услуг можно будет предоставлять исключительно на основании договора. Прием заказа и заключение договора на организацию похорон смогут производить только специально обученные агенты ритуального обслуживания. В первую очередь, их будут учить корректно общаться с родственниками усопших, чтобы не показаться навязчивыми.
Допускается заключение договора на захоронение или кремацию не только после смерти человека, но еще при его жизни. Подобный контракт позволят подписывать тем компаниям, у которых имеется договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по прижизненному договору на оказание ритуальных услуг. Новая возможность вводится для соблюдения законных интересов граждан, уточняется в пояснительной записке.
Причины, по которым нужна легализация похоронного бизнеса
Напомним, в прошлом году на одном из столичных кладбищ не так давно вспыхнула драка с участием незаконно находящихся на территории РФ мигрантов. Однако эксперты увидели в конфликте не столько проблему незаконной миграции, сколько махинации руководства кладбища, что часто наблюдается в похоронной сфере.
Аналогичного мнения придерживается и руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк, который также участвовал в разработке законопроекта. Еще в прошлом году чиновник подтвердил, что действующий сейчас закон о похоронном деле давно устарел, а отмененное в 2013 году лицензирование привело к тому, что ритуальные услуги оказывают все, кому не лень. Так называемые «черные агенты» занимаются бизнесом незаконно, обманывают клиентов, завышают цены на 30-40 процентов, считает Немерюк. По его мнению, власти должны помочь сформировать понятный, прозрачный и эффективный рынок, где каждый человек будет чувствовать себя защищенным и сможет получать качественные услуги, в том числе по информированию о положенных ему компенсациях и нематериальной помощи.
По задумке разработчиков, новые правила работы в похоронном бизнесе должны вступить в силу с начала 2019 года. Тогда же должна заработать новая ЕАИС. Приобрести лицензию предпринимателям придется в течение полугода со дня вступления в силу требований.
Ритуальные услуги в Москве
Более 15 лет мы оказываем все виды ритуальных услуг. Сотрудники агентства «Горслужба-Ритуал» быстро и грамотно решают даже сложные задачи. Они выполняют транспортировку тела и оформляют документы. Также профессионалы занимаются организацией церемоний прощания, захоронения или кремации. Вам не нужно думать о том, как организовать похороны, достаточно лишь позвонить, и к вам сразу же приедет опытный сотрудник. Он не только предоставит полноценную поддержку, но и оградит вас от мошенников.
Полный комплекс ритуальных услуг
Наши преимущества
Как работает наше похоронное агентство
Специалист вызывает транспорт для перевозки тела в морг. После этого он собирает документы и заказывает нужную ритуальную продукцию и транспорт. Также профессионалом оформляется место на кладбище и выполняется организация панихиды.
Все действия специалиста будут основаны на запросах, пожеланиях и финансовых возможностях близких усопшего. Вы сможете получить пошаговый отчет обо всех операциях, проводимых нашим профессионалом.
В работе мы ориентируемся на следующие законы: «О погребении и похоронном деле», а также «О погребении и похоронном деле в городе Москве». Все услуги соответствуют установленным стандартам.
Почему стоит выбрать именно наше ритуальное бюро?
Наше ритуальное агентство располагает всеми возможностями для быстрого решения поставленных задач. На весь спектр товаров устанавливаются государственные цены. Вы не переплачиваете за венки, гробы, кресты, ленты и др.
Основной перечень услуг включает:
Мы готовы взять на себя и другие обязанности. Наше бюро ритуальных услуг снимет с вас все заботы и гарантирует не только оптимальную ценовую политику, но и соблюдение всех озвученных сроков выполнения операций и качество предоставленных услуг.
Рекомендуем обращаться к специалистам Московской ритуальной службы сразу же после того, как вы узнали о смерти близкого. Только в этом случае возможно отсутствие документальных и организационных ошибок. Если у вас возникли вопросы, задайте их нашим специалистам по телефону +7 (495) 152-05-45
Цены на ритуальные услуги
Услуги | Цены |
Гроб обитый шелковой тканью | 2 500 руб. 1314 [NAME] => Гроб обитый шелковой тканью [PRICE] => 2500 ) —> |
Покрывало ритуальное | 650 руб. 1315 [NAME] => Покрывало ритуальное [PRICE] => 650 ) —> |
Тапочки ритуальные | 150 руб. 1316 [NAME] => Тапочки ритуальные [PRICE] => 150 ) —> |
Крест на крышку гроба | 900 руб. 1319 [NAME] => Крест на крышку гроба [PRICE] => 900 ) —> |
Постель в гроб | 1 050 руб. 1320 [NAME] => Постель в гроб [PRICE] => 1050 ) —> |
Оформление заказа на приобретение и доставку предметов похоронного ритуала | 450 руб. 1321 [NAME] => Оформление заказа на приобретение и доставку предметов похоронного ритуала [PRICE] => 450 ) —> |
Комплексная услуга по доставке похоронных принадлежностей к месту нахождения умершего с выполнением погрузочно-разгрузочных работ | 2 900 руб. 1322 [NAME] => Комплексная услуга по доставке похоронных принадлежностей к месту нахождения умершего с выполнением погрузочно-разгрузочных работ [PRICE] => 2900 ) —> |
Заказ катафального транспорта | 450 руб. 1323 [NAME] => Заказ катафального транспорта [PRICE] => 450 ) —> |
Транспорт по маршруту морг – кладбище (крематорий) | 4 400 руб. 1324 [NAME] => Транспорт по маршруту морг – кладбище (крематорий) [PRICE] => 4400 ) —> |
Услуги | Цены |
Гроб деревянный обитый атласной тканью | 3 450 руб. |
Покрывало церковное с ритуальной символикой | 995 руб. |
Крест с распятием на крышку гроба | 935 руб. |
Тапочки ритуальные | 430 руб. |
Венок с искусственными цветами | 2 400 руб. |
Траурная лента на венок | 455 руб. |
Постель в гроб из атласа мягкая | 1 795 руб. |
Оформление заказа на приобретение и доставку предметов похоронного ритуала | 450 руб. |
Комплексная услуга по доставке похоронных принадлежностей к месту нахождения умершего с выполнением погрузочно-разгрузочных работ | 2 900 руб. |
Заказ катафального транспорта | 450 руб. |
Катафальный транспорт (перевозка гроба с телом умершего из дома или морга к месту захоронения/кремации), обратная доставка сопровождающих лиц (автобус Mercedes, Ford, Peugeot, Citroen) | 8 300 руб. |
Выезд ритуального агента (Бесплатно) | 0 руб. |
Услуги | Цены |
Гроб лакированный четырехгранный | 14 000 руб. |
Подушка атлас | 550 руб. |
Покрывало атласное церковное с ритуальной символикой | 2 550 руб. |
Венок с искусственными цветами большой 2шт. | 4 800 руб. |
Траурная лента на венок 2 шт. | 910 руб. |
Крест металл | 1 450 руб. |
Табличка на крест | 580 руб. |
Оформление заказа на приобретение и доставку предметов похоронного ритуала | 450 руб. |
Комплексная услуга по доставке похоронных принадлежностей к месту нахождения умершего с выполнением погрузочно-разгрузочных работ | 2 900 руб. |
Заказ катафального транспорта | 450 руб. |
Катафальный транспорт (перевозка гроба с телом умершего из дома или морга к месту захоронения/кремации), заезд в храм, обратная доставка сопровождающих лиц (автобус Mercedes, Peugeot, Citroen) | 9 500 руб. |
Выезд агента (предварительная оценка расходов на погребение, консультация.) | 0 руб. |
Похоронные услуги
Мы предоставляем не только похоронные услуги, но и набор дополнительных услуг необходимый для достойного погребения. Благодаря этому вам не нужно обращаться в другие агентства. В любое время суток в Москве и Московской области, если у вас случилось горе наши агенты похоронного бюро готовы прийти на помощь каждому из Вас, независимо от сложившихся обстоятельств.
Организация похорон подразумевает:
- Предоставление ритуального транспорта для перевозки усопшего, и близких кто хочет проводить его в последний путь
- изготовление гробов
- Предоставление нужной атрибутики (мы предложим ритуальные венки, кресты, ритуальный текстиль и др.).
Мы выполним церемонию захоронения качественно и с трепетным вниманием к деталям и продумаем все тонкости:
Наше ритуальное бюро проконсультирует и поможет организовать достойные похороны
Какой бы тариф вы ни выбрали, наша организация предоставит профессиональную поддержку. С вниманием и ответственностью специалисты относятся ко всем клиентам и оказанию ритуальных услуг любых типов. Мы предоставляем полный комплекс услуг по организации похорон. Специалисты нашего бюро решают любые проблемы, связанных с погребением — это дает возможность близким спокойно проститься с усопшим. Для консультаций сотрудник службы приезжает бесплатно!
Наше агентство ритуальных услуг поможет подготовить похороны заранее
Заранее планировать собственные похороны – это очень рациональная мысль. Чтобы рассчитать бюджет и организовать свои похороны заранее, вы можете обратиться в нашу ритуальную службу для заключения прижизненного договора. Наше бюро гарантирует, что погребение пройдет на должном уровне, а финансовые затраты и организационные моменты не лягут на плечи родных и близких. С помощью такого договора вы не только будете уверены в том, что ваши родные будут в безопасности, не подвергаясь влиянию «черных» агентов мошенников и не опасаетесь срыва организации похорон.
Справочные данные, адреса и телефоны
Видео (кликните для воспроизведения). |
Специалисты нашего агентства помогут подобрать место на кладбище и рассчитают стоимость ритуальных услуг.
Источники
- ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
- Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.
- Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
- Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
- Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
Полезное в законодательстве:
Федеральный закон от 04.11.2019 N 344-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 6 июня 2016 года» Лицензия на ритуальные услугиОценка 5 проголосовавших: 1 Владимир Солодовников
Опытный юрист с 10 летним стажем.
Образование: ЗСФ РГУП – Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия(г. Томск).
Место работы: частная компания в г. Санкт-Петербург.
Источник: