Упражнения для детей с дисграфией: варианты для разного возраста, суть игры-упражнения, цели и результаты тренировок, методические разработки

Дисграфия никогда не возникает из ничего ! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Содержание

Содержание
  1. Примеры упражений
  2. Комплекс упражнений по коррекции дисграфии
  3. Дисграфия у младших школьников, коррекция, упражнения
  4. Задания на развитие внимания для детей с дисграфией
  5. Скачать и распечатать задания
  6. Корректирующие упражнения для детей с дисграфией
  7. Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых – EduNeo
  8. Термины
  9. Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание
  10. Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста
  11. Игра-упражнение №3.
  12. Примеры упражнений при заболевании дисграфия у детей
  13. Как помогают упражнения при дисграфии
  14. Цели и результаты тренировок
  15. Примеры упражнений
  16. Методическая разработка по теме: Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией. | Социальная сеть работников образования

Примеры упражений

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,которые помогут в преодолении дисграфии.

На что нужно обратить особое внимание:

  1. Если Ваш ребенок левша.
  2. Если он — переученный правша.
  3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  4. Если в семье говорят на двух или более языках.
  5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
  8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
  9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
  10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта — парта, моко — молоко, весёлы (весёлый).

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии.

1) Упражнение Корректурная правка . Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а .

  • Затем о , дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть парными , похожими в сознании ученика.
  • Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п/т , п/р , м/л (сходство написания); г/д , у/ю , д/б (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком.
  • Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
  • Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, — и работать только с ними.

2) Упражнение Пишем вслух . Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ ).

Пример проще: НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком (на стале стаял куфшин с малаком).

Под слабыми долями здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа зу*п , или перед глухим согласным, типа ло*шка .

  • Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка ставить палочки , т.е.
  • дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.
  • Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) Пропущенные буквы . Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__.

Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти.

М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__.

__аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__.

В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__.

Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

5) Лабиринты. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

1. Чрезвычайно медленно!2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст.

Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это не для него , так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия безударные гласные и причастный/деепричастный оборот .Затем диктуется первое предложение.

  • Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.
  • Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения). 3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
  • Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью.

Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний.

  • Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.
  • Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».
  • Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.
Читайте также  Кремы и мази при атопическом дерматите: принцип действия и состав, особенности использования, рейтинг лучших средств с ценами

Комплекс упражнений по коррекции дисграфии

Дисграфия или расстройство письма возникает у детей вследствие нарушения функций психики, которые отвечают за это направление. Малыши, страдающие дисграфией, постоянно делают одни и те же ошибки при написании. Давайте рассмотрим причины данного отклонения, диагностику и способы коррекции.

Что же такое дисграфия у детей? При изучении письменных работ ребёнка можно понять есть ли у него признаки нарушения письма по следующим моментам:

  • отсутствие заглавных букв;
  • большое количество ошибок;
  • замена букв р на ь , з на э и наоборот;
  • неразборчивый почерк;
  • чрезмерная медлительность во время письма.

Стоит отметить, что не стоит путать дисграфию и незнание малышом основ грамматики. Зачастую расстройством письма страдают дети из разноязычных семей. Причинами нарушения письма могут быть: генетическая предрасположенность, проблема с последовательностью букв в словах, затруднение зрительного восприятия информации.Дисграфия бывает нескольких видов:

  • Плохое слуховое восприятие у ребёнка. При этом слова искажаются, они включают в себя ненужные буквы или букв наоборот недостаёт. Малыш пишет без знаков препинания и не может определить, где начало, а где конец предложения.
  • Лексико-грамматические нарушения письма. Пропуск слов в предложениях, отдельное написание приставок от слов и т.д.
  • Оптическая дисграфия. Упражнения по письму выполняются с заменой букв совершенно непохожих одна на другую (например, л и в ) и, наоборот, похожих визуально (например, ж и х ).

Дисграфия у младших школьников, коррекция, упражнения

Коррекция проблемы с письмом выбирается в соответствии с её видом. В любом случае необходимо посетить специалиста. В сложных формах при проявлении психических отклонений назначаются медикаментозное лечение, физиопроцедуры, водная терапия, ЛФК, массаж и др. Ко всему этому прилагаются занятия с логопедом. Они крайне важны и включают в себя:

  • пополнение словарного запаса и выработку правильной грамотной речи;
  • формирование восприятия произносимых звуков на слух;
  • развитие памяти, ориентации в пространстве, процессов мышления, двигательной активности;
  • правильное произношение звуков и слов.

Устные занятия подкрепляются письменными заданиями, что позволяет связать воедино слуховое восприятие и письменную речь.В домашних условиях также возможна коррекция дисграфии у младших школьников. Упражнения такого плана помогут сформировать правильное письмо:

  • лабиринты . Малышу предлагается проведение линии, не отрывая руки;
  • дайте ребёнку текст, в котором пропущены буквы. Пусть он вставит их. Это задание поспособствует развитию внимания и уверенности письма.
  • дайте малышу текст и попросите вычеркнуть из него, например, букву в во всех словах. Затем подчеркнуть какую-нибудь другую букву. Это поможет запомнить буквы, с которыми ранее возникали проблемы во время написания.

Если ваш малыш проходит курс по устранению дисграфии, вам понадобятся тетрадки в клетку и ручка (желательно трёхгранная и с пупырышками для массажа пальцев). Вы можете купить ручку с цветными блестящими чернилами. Так малыш будет выполнять упражнения с большим удовольствием.

Ежедневно предлагайте ему переписывать в тетрадь небольшой отрывок из любого текста. При этом объясните, что каждая буква должна находиться в отдельной клеточке.Главное помните, что период лечения требует от вас большого терпения. Ведь для ребёнка выполнять неинтересные упражнения очень нелегко, и он как никогда нуждается в вас.

Поэтому не забывайте его хвалить и всячески поддерживать.

Источник: https://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-dlja-rebenka-s-disgrafiej-u.html

Задания на развитие внимания для детей с дисграфией

Дисграфия среди школьников встречалась всегда, но в последнее время такое расстройство внимания как дисграфия стало еще более распространено.

  • Ребенок с дисграфией пропускает буквы или слоги в словах, и даже целые слова, меняет местами слоги, заменяет буквы на похожие по написанию или звучанию, дублирует один и тот же слог. С такими детьми необходимо работать над развитием зрительного внимания.
  • Есть некоторые приемы, которые помогают избавиться от дисграфии. При систематических занятиях с ребенком  результат будет скорым.

Коррекцией дисграфии наряду с дислексией занимается логопед. При определенной усидчивости и настойчивости родителей можно обойтись и без помощи логопеда. На этой страничке нашей энциклопедии 7гуру вы можете скачать листы с заданиями, а затем распечатать их. На листе по несколько заданий.

Можно разрезать каждый лист на карточки. Начните с более простых — найти слова, затем можно перейти к более сложным. Иногда ученик путает лишь определенные, похожие друг на друга буквы, тогда можно распечатать лишь карточки именно с ними. Но в любом случае задания на внимание всем деткам будут полезны.

Занимаясь систематически, ребенок быстро добьется результата.

Скачать и распечатать задания

Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

«Пишем вслух»

Пожалуй, это самое важное упражнение.

Всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Например: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (ведь на самом деле мы произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).

  • Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка».
  • Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е.
  • дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.
  • Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Упражнение «Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.

Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка.

Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

«Вглядись и разберись» 

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

  • Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить каждую орфограмму и постановку каждого знака препинания вслух.
  • Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным „ясным“ и союзом „и“, во-первых, закрывает деепричастный оборот »…
  • «, а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «…», вторая «…»), соединенные союзом «и»».

Чтение «Вверх ногами»

Книгу переворачиваем так, чтобы текст оказался перевернутым на 180 градусов и предлагаем ребенку прочитать. Начните с пары предложений и доведите объем упражнения до целой страницы. Аналогичный прием — чтение по отражению текста в зеркале.

«Пропущенные буквы»

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__.

Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти…

М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__.

__аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__.

В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__.

Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

Лабиринты

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Скачать лабиринты можно тут >>

Диктанты

Диктовать медленно! На написание диктанта на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться порядка часа времени.

Текст сначала прочитывается целиком. Повторяются правила на основные орфограммы.

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ.

  1. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.
  2. После двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Источник: https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1172-zadaniya-na-razvitie-vnimaniya-dlya-detej-s-disgrafiej.html

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых – EduNeo

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу.

Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Термины

Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними.

Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи.

Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

  • Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.
  • Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.
  • Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

  1. ЛЕНА КАТАЕТСЯ.
  2. ____  _____ на ________
  3. ____ _____ на____ с____.
  4. _____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

  • Речевой материал:
  • Учитель/родитель:                Учащиеся:
  • Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН
  • Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ
  • В-8                                  ПОРТ
  • Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ
  • К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК
  • З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ
  • Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ
  • Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД
  • И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР
  • Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА
  • Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ
  • И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков  строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде.

Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты.

  • Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.
  • Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.
  1. Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад
  2. Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.
  3. Поговорки и пословицы
  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированыто есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

Источник: https://www.eduneo.ru/igry-uprazhneniya-dlya-korrekcii-disgrafii-i-disleksii-dlya-detej-i-vzroslyx/

Примеры упражнений при заболевании дисграфия у детей

В настоящее время среди учеников начальных классов имеется большой процент детей, страдающих от различных нарушений письменной речи и чтения.

Многие родители не обращают внимания на ошибки своего чада и пускают ситуацию на самотек, думая, что со временем все наладится, но такие проблемы у ребенка могут появиться из-за мозговых нарушений, которые нужно обязательно корректировать.

Заболевание дисграфия у младших школьников хорошо поддается коррекции при правильном выполнении упражнений.

Данное заболевание обычно проявляется у учеников младшего возраста, наблюдаются следующие признаки нарушения письма: искажение слов, неправильная вставка звуков и их замена по созвучию, неправильный порядок слов в предложении при аграмматической дисграфии. Симптомы недуга возникают из-за не сформированных психических функций мозга, то есть ребенок может знать и понимать все правила русского языка, но допускать нелепые ошибки при письме.

Это заболевание нельзя игнорировать, так как последствия бывают очень серьезными, и остаются на всю жизнь: появляются комплексы перед сверстниками, вследствие чего формируется слабая личность с кучей психологических проблем.

Как помогают упражнения при дисграфии

Дислексия и дисграфия очень схожи по этимологии и проявлениям, поэтому коррекция и упражнения для них могут подбираться одинаковые. Такие специфические расстройства у детей проявляются в нарушениях использования графики, знаков, букв и других фигур на бумаге.

Обычно симптомы дисграфии начинают настораживать родителей в конце 2го, в начале 3го класса, когда, по норме образования, у ребенка уже должен быть полностью сформирован навык письма. Иногда проявление болезни воспринимается за лень и нежелание обучаться, такой подход загоняет в угол, и навыки начинают еще сильнее ухудшаться из-за давления родителей.

Дисграфия у детей младшего школьного возраста чаще встречается у мальчиков, упражнения с логопедом и дома помогут скорректировать проблему.

В программе коррекции существует два подхода:

  1. Первый поднимает базовые навыки восприятия пространства: координация движений и т. д. Сюда входит система упражнений, которая помогает восстановиться координации мышц всего тела, что помогает приобрести способность правильно двигаться.
  2. Второй восстанавливает функцию письма, помогает ребенку понять пространственную организацию письменного текста.

Логопеды работают с помощью целой системы упражнений, которые помогают добиться четкой артикуляции, силы голоса, установления темпа речи, развивают мелкую моторику пальцев, что помогает устранить дисграфические ошибки при письме. Дидактические упражнения для коррекции дисграфии развивают память, внимание, мышление, помогают наладить речь и письмо, поднимают настрой ребенка на успешное обучение.

Важно! Логопедические упражнения могут быть хорошей профилактикой подобных нарушений, если начать их в дошкольном возрасте. Можно водить малыша в логопедические группы детских садов или на индивидуальные занятия.

Цели и результаты тренировок

При комплексном подходе к коррекции заболевание можно вылечить с хорошим темпом и прогнозами на будущее обучение. В некоторых случаях упражнения при оптической дисграфии придется выполнять длительное время, несколько месяцев, а в худшем варианте – даже несколько лет. Главное – не терять настроя, и систематизировано заниматься с ребенком.

Озаботиться проблемой нужно всем вместе: родителям, учителю, психоневрологу и логопеду. Только при таком подходе удастся добиться хороших результатов.

Основные цели занятий:

  • развитие слуховой, зрительной, двигательной функций организма, которые помогут восстановлению фонематического восприятия у ребенка;
  • обучение четкому различию на слух похожих звуков, отличию гласных и согласных;
  • становление навыков построения правильных предложений;
  • обучение звукобуквенному анализу слов;
  • определение количества звуков в слове.

Дыхательные упражнения улучшают приток крови к мозгу, активизируют газообмен, что значительно облегчает процесс корректировки дисграфии.

Примеры упражнений

Важно понимать, что в диагностике и лечении должны участвовать несколько специалистов, обычно подключают логопеда, психолога, психоневролога. Родители также активно принимают участие в проведении упражнений в домашних условиях, поддерживают ребенка на всем пути.

Некоторые примеры эффективных упражнений, с которыми удобно работать дома:

  1. запоминание графики слов – нужно попросить малыша составить слова из слогов на бумаге. Для младших школьников лучше использовать простые и знакомые для них слова, выделять слоги нужно разными цветами карандашей, так как у детей с дисграфией очень хорошо развита зрительная память;
  2. написание вслух – важно попросить ребенка записывать слова и предложения, проговаривая при этом слоги вслух и выделяя цветными карандашами на бумаге. Пример написания: важ-ны-й, стОл, мОлОко и т. д., важно выделять правильные звуки написания, так как говорим мы совсем не так, как пишем. Главной проблемой таких детей является не понимание разницы между устной и письменной речью – они пишут так, как произносят слово, поэтому важно графически закрепить правильное написание;
  3. игра на увеличение объема предложений – положить перед ребенком лист с несколькими предложениями, оформленными нумерованным списком, в конце каждого предложения нужно написать, сколько слов использовано. Например:
    • Пришла зима. Ударили морозы. Появилась наледь. Выпало много снега. Дети радовались снегу. Они играли в снежки. (16 слов).
    • Маша поехала на дачу. В окне машины мелькали деревья. Девочке было интересно рассматривать. Папа был за рулем автомобиля (18 слов).

      Далее нужно попросить ребенка разбавить эти сухие предложения словами, которые окрасят речь. Затем составить графические схемы этих мини рассказов (нарисовать на бумаге рассказ);

    • коррекция текста – положить перед ребенком текст из книги или скучного журнала, предложить ему найти в нем определенную букву и вычеркнуть ее из всех слов, где она имеется. После того, как данный навык будет освоен и закреплен, нужно усложнить задачу, например, вычеркивать одигласный и один согласный звук разными цветами (синий и красный). Через неделю таких занятий можно постепенно переходить на вычеркивание слогов и похожих по звучанию букв: т/д, п/б, у/ю и т. д.

Отдельное внимание стоит уделить написанию диктантов. Данное упражнение будет занимать много времени, начальная стадия и тексты от 150 знаков пишутся не менее 60 минут.

  • Сначала текст прочитывается родителем вслух четко и медленно, с выражением. Затем текст диктуется по предложениям, уделяя внимание орфографии каждого. Можно попросить ребенка посчитать на слух количество запятых в предложении, проговорить сложные слова из него по слогам. Только после устного разбора можно приступать к записи предложений по частям, обязательно проговаривая вслух.
  • Важно! Дисграфия у подростков сложно поддается коррекции, упражнения подбираются в таком случае тщательнее, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Некоторые люди остаются всю жизнь с данным заболеванием, из-за упущенного времени. Лучше начинать лишение до полного становления речевого аппарата и закрепления функций письма.

В раннем возрасте дисграфия хорошо поддается лечению, упражнения можно найти здесь и распечатать.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/uprazhneniya-pri-disgrafii.html

Методическая разработка по теме: Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией. | Социальная сеть работников образования

Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией.

Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроении. Результат вас порадует обязательно!

Осваиваем образы букв

Мы знаем, лучше усваивается то, что человек сделал сам.

Так вот, буквы, слова, знаки, цифры для наилучшего освоения ребенок должен делать сам в трехмерном, осязаемом изображении: вырезать из бумаги (даже взрослому ребенку можно предложить сделать красивые аппликации для баночек со специями), лепить (украшения на торт из теста), рисовать на снегу и на песке, вышивать, выкладывать из веточек. Рукой рисуйте очертания букв на спине у ребенка или на ладошке, чтобы он чувствовал их кожей и угадывал, какую букву или слово вы нарисовали. Если вы заметили, какие буквы вызывают у него трудности, нужно работать именно с ними. Описывайте очертания буквы словами: вертикальная палочка, а от ее верхнего конца вправо отходит одна горизонтальная. Какую букву можно сделать из Г, если добавить другие элементы?

Учимся читать

В этом навыке часто кроется залог успеха в других областях. Наша первая цель – научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо, а не скакать хаотично по строчкам. Берем хорошую книжку с крупным шрифтом. Закрываем читаемую строчку полосой бумаги и сдвигаем ее постепенно, не позволяя ребенку пропускать буквы.

Вторая цель – расширить поле зрения, увидеть слово (со временем и несколько слов) целиком. Кладем перед ребенком на несколько секунд лист с напечатанным словом (потом двумя, тремя и т. д.) и быстро убираем. Что было написано?

Полезно очень медленное чтение с растягиванием гласных, четким произношением каждой буквы – так, как написано, а не так, как обычно произносится. Но длиться это упражнение должно недолго, минут пять. Для повышения интереса к занятию посоревнуйтесь с ребенком, кто медленнее (а не быстрее, как обычно) прочтет, к примеру, 10 строчек из книги.

Пение тоже полезно, поскольку заставляет растягивать гласные. При этом нужно четко выговаривать согласные. А если вы положите на знакомый мотив алфавит или какое-нибудь правило, список слов, правописание которых надо выучить, получится замечательное и веселое упражнение.

Расширяем словарный запас

Активно, желательно всей семьей, решайте кроссворды. Не ленитесь искать ответы на трудные вопросы в энциклопедии, в Интернете. Составляйте кроссворды сами. Особое внимание уделите определениям слов, чтобы они были точными и корректными.

Откройте словарь на любой странице. А что бы могло значить вот это слово, пятое сверху? Кто может объяснить настоящее значение?

Составляйте всякие смешные предложения с умными словами. А потом переводите их на доступный русский. То же самое можно проделывать со словами молодежного сленга.

Игры вроде «Эрудита» и «Чепухи» тоже должны быть вашем арсенале.

Учимся видеть, что пишем

Пусть ежедневно в течение 2 минут (не больше) ребенок в любом тексте зачеркивает определенные буквы (лучше взять детскую книжку с крупным шрифтом). Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным.

Варианты могут быть самые разные, например: букву А – зачеркнуть, а букву О – обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневных занятий и не более 2 минут) улучшается качество письма.

Каждый день пишите с ребенком короткие забавные или красивые диктанты карандашом. Можно стихи, по строфе в день. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. А те, что все же появятся, не исправляйте. Поставьте на полях тем же карандашом точки на той строчке, где есть ошибка.

Дайте ребенку возможность самостоятельно найти свою ошибку, но не зачеркивать, а стереть и написать правильно. Цель достигнута: тетрадь в прекрасном состоянии. Если ребенок сам не находит ошибки, сотрите неправильные буквы.

Пусть ребенок внимательно посмотрит на пустоту на строчке и подумает, чем ее заполнить.

Некоторые навыки легче отрабатывать через противопоставление: твердый согласный – мягкий, глухой – звонкий… Тренироваться можно, повторяя слова, подобранные на заданные звуки.

  • Магнитная азбука – отличный способ украшать холодильник посланиями друг для друга. Коротко и душевно. Заодно лишний раз ребенок наберет слово буква за буквой. А не слитным движением, как при письме.
  • По той же причине полезно печатать на компьютере, на пишущей машинке. Старшеклассник может не только набрать на компьютере сочинение по литературе, но и смешную записку для мамы (заведите традицию переписки – со всех сторон полезная вещь). Школьник помладше пусть наберет на компьютере семейную праздничную газету.

Можно сделать книжку лучших творений семьи (стихов, историй, анекдотов), а потом разрисовать ее от руки. Смысл в том, что, печатая на компьютере, ребенок вынужден делить слово на отдельные буквы. К тому же компьютер правит ошибки.

Но сначала спрашивает пользователя: исправить? На что заменить? Ребенку придется подумать, глядишь, и запомнит с сотого раза, как пишется «потому что» или «как будто».

Тренируем внимание и зрительно-пространственное восприятие

  • Для этого лучше всего подойдут игры в крестики-нолики и в морской бой. Потом можно обсудить с ребенком ход сражения. Пусть вспомнит, где стояли корабли или крестики.
  • Вот еще способ: разделите лист на девять квадратов и предложите ребенку посадить на любой из них, например, игрушечную лягушку, которая будет «прыгать» на два квадрата влево, на один вниз, на один вправо.

Игру можно развить, если в каждый квадрат вписать разные буквы, и отправить, например, букву А путешествовать по каждому из них.

Чтобы она пришла к Р, куда и на сколько ее нужно подвинуть? Если она встанет перед Р, что получится? А если после Р?

Улучшаем межполушарную координацию

  • Пусть ребенок рисует двумя руками одновременно – морское дно, или зиму, или лес. Или по клеточкам под вашу диктовку – оленей, человечков, инопланетян. Затем пишет рассказ о нарисованном герое. А на самом деле – всегда о себе. Самые интересные произведения попросите оформить и сохраните в семейном альбоме.
  • Глазомер, звуковой анализ, словообразование
  • Игра в классики великолепно развивает глазомер. Для тренировки звукового анализа незаменима игра в города (можно просто в слова, а можно с усложнением: предпоследняя буква моего слова – вторая буква твоего), а для организации ритмичного движения – прыжки через веревочку.

Для гиперактивных детей необходима работа по снижению импульсивности. Играйте в «Замри» или «Волны», в «Молчанку», в «Испорченный телефон» (шептать приходится тихо, но отчетливо).

Подбор родственных слов и исключение лишнего (косить, коса, коснуться) – обычные упражнения в начальной школе. Они помогают бороться с дисграфическими ошибками. И в старшей школе тоже.

Полезно поиграть, переставляя буквы внутри слова: читать слова наоборот; собирать «рассыпанные» буквы в слово: К Т Р О – крот; из каждой буквы слова придумывать новое: Молодой Аист Ловил Игоря На Арбате (малина); составлять наибольшее количество слов из букв какого-нибудь длинного слова. Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменять словосочетание одним словом: с голубыми глазами – голубоглазый, добрая душа – добродушный. И наоборот, заменять сложное слово словосочетанием: самовар – сам варит

Осваиваем законы предложения

Можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные взрослым ошибки: стол постелили на скатерть; мы бродили лесу; черника растет над сосной.

  • Ребята обычно очень любят играть в «Живое предложение»: нужно придумать фразу, распределить, кто каким словом будет. И встать по очереди, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку.
  • Можно разделять слитный текст на слова и предложения: падаютлистьяидутдождиулетаютптицы.
  • Хорошее занятие – сочинять стихи. Гармония стиха складывается из чередования ударных и безударных слогов, которые стоят в строках строго друг за другом, словно, солдаты на параде. А рифма – правофланговый, замыкающий каждую сточку – шеренгу. Перепроверяя от стихотворения к стихотворению эти нехитрые правила, ребята перестают пропускать гласные, начинают ставить точки в конце предложений.
  • Учимся концентрировать внимание

Пусть ребенок представит, что у него в руке какой-то предмет, очень знакомый. Любимый мобильник, например.

Задавая различные вопросы о форме, цвете, деталях предмета, вы поможете ребенку создать четкий мысленный образ. Отметьте неточности, если они есть. Порадуйтесь наблюдательности ребенка. Теперь ваша очередь.

Чем плох семейный конкурс на тему, кто лучше помнит, как выглядит чайник или расположены чашки в серванте?

Развиваем координацию движений

Потренируйтесь всей семьей: кто дольше простоит на одной ноге, не совершая дополнительных движений в ступне? Следующий этап: ребенок стоит на одной ноге. Два небольших мягких мячика бросайте ребенку так, чтобы он ловил их разными руками, сначала по очереди, затем одновременно. И при этом старался не терять равновесия.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/02/11/igry-i-uprazhneniya-dlya-detey-stradayushchikh

Источник: cmk56.ru

Читайте также  Рецепт свиной шейки в духовке
Оцените статью
Строй-Мэн
Добавить комментарий