Закон о торговле

Содержание

  • 1 Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  • 2 Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
  • 3 Закон о торговле
  • 4 Закон об интернет торговле
  • 5 Простыми словами: Закон о торговле
  • 6 Ритейл по новым правилам: что изменилось в законе о торговле
  • Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

    Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
    «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    С изменениями и дополнениями от:

    23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября, 25 декабря 2018 г.

    Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

    Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    [3]

    Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    28 декабря 2009 г.
    N 381-ФЗ

    • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
      • Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
      • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
      • Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности
      • Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности
      • Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности
      • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
      • Статья 7. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
    • Глава 2. Требования к организации и осуществлению торговой деятельности (ст.ст. 8 — 12)
      • Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
      • Статья 9. Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров
      • Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
      • Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них
      • Статья 12. Соглашения между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
    • Глава 3. Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности (ст.ст. 13 — 16)
      • Статья 13. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров
      • Статья 14. Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов
      • Статья 15. Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
      • Статья 16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности
    • Глава 4. Меры по развитию торговой деятельности (ст.ст. 17 — 20)
      • Статья 17. Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности
      • Статья 18. Региональные и муниципальные программы развития торговли
      • Статья 19. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
      • Статья 20. Информационное обеспечение в области торговой деятельности
      • Статья 20.1. Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
    • Глава 5. Заключительные положения (ст.ст. 21 — 22)
      • Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
      • Статья 22. Заключительные положения
    Глава 1. >>
    Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    Содержание
    Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
    «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    С изменениями и дополнениями от:

    23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября, 25 декабря 2018 г.

    Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

    Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    28 декабря 2009 г.
    N 381-ФЗ

    Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

    Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

    Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

    Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

    В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

    Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней — до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, — до 45 календарных дней.

    Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

    Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 2

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 446-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    [2]

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 493-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 369-ФЗ

    Читайте также  Для чего применяется ладан в домашних условиях?

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Закон о торговле

    Предполагается, что новые поправки в закон о торговле, вступающие в силу с 2017 года, должны сделать отношения ретейлеров и поставщиков более справедливыми. Чтобы спрогнозировать их реальный эффект, нужно прежде всего оценить фактическое действие самого закона, принятого в конце 2009 года. Именно к этому совсем недавно призвало Минэкономразвития. И, к счастью, у нас есть возможности для такой оценки.

    Ожидания и реальность

    В конце 2010 года, когда все участники рынка продовольственных товаров уже перешли на новые формы договора, Высшей школой экономики было проведено большое независимое исследование. Были опрошены более 500 ретейлеров и их поставщиков (производителей, дистрибьюторов) в продовольственном и для сравнения непродовольственном секторах в пяти крупных российских городах. Всем задавались одни и те же многочисленные вопросы о последствиях введения данного закона. Вопросы касались оценки текущей ситуации с заключением договоров поставки, сравнения с периодом до введения закона, спрашивали также напрямую о влиянии закона и о том, кто выиграл от его принятия.

    К некоторому нашему удивлению, три четверти опрошенных заявили, что условия заключения договоров поставки после принятия закона существенным образом не изменились. Наши оппоненты сказали тогда, что прошло слишком мало времени и закон еще не заработал. В конце 2013 года мы провели новое исследование по аналогичной схеме, опросив уже более 800 ретейлеров и их поставщиков. Отбрасывая многочисленные детали, скажем, что результат получился сходный. Большинство менеджеров (около 70%) вновь заявили, что договорные отношения существенно не изменились и закон на них не повлиял. Ожидаемого смягчения договорных условий для поставщиков не произошло (кроме некоторого уменьшения отсрочек по оплате поставленного товара). А по мнению 20–30% поставщиков (в зависимости от размера контрагентов), договорные условия для них к 2013 году даже ужесточились. Характерно, что не оказалось значимых различий в оценках между представителями розничных сетей и поставщиков, хотя, казалось бы, первые должны были жаловаться, а вторые — говорить об улучшениях. Дополнительным подтверждением стало отсутствие заметных различий в оценках между продовольственным сектором, затронутым действием закона, и непродовольственными секторами, на которые основные ограничительные меры не распространялись.

    Поставщики не выиграют

    Итак, закон о торговле не оправдал возложенных на него надежд. В публичных и кулуарных обсуждениях участники рынка с обеих сторон подтвердили: существенных сдвигов в договорных отношениях не произошло. Все (как водится) гибко приспособились к новым ограничениям. Впрочем, это не означает, что совсем ничего не изменилось. Вновь возросли административные издержки участников рынка. Пришлось изменять форму договоров, начались дополнительные проверки со стороны территориальных управлений ФАС, которые ежегодно возбуждали в среднем по 150–200 дел против хозяйствующих субъектов, выдавая многочисленные предписания и налагая штрафы. Добавим, что 90% таких дел возбуждалось антимонопольными органами по своей инициативе, а не по обращениям поставщиков.

    Печальный опыт помогает ответить на поставленный сегодня вопрос: как повлияют новые поправки к закону на положение поставщиков? Нам кажется наивным ожидать, что на этот раз их положение серьезным образом улучшится. Участники рынка вновь изменят форму договоров, в очередной раз договорятся и приспособятся, найдут компенсационные инструменты, как уже показывает практика, например, с прописыванием более высоких штрафов (пока еще не запрещенных). Найдутся и другие способы.

    Некоторые эксперты считают благом перевод дополнительных доходов розничной сети во фронт-маржу и сведение конкуренции к установлению уровня наценки без дополнительных маркетинговых и бонусных платежей. Им кажется, что ситуация станет прозрачнее и от этого выиграют все, включая конечного потребителя. Мы считаем это некоторым заблуждением. Дело в том, что производимое с помощью поправок упрощение договорных инструментов и сведение их к минимизации цены товара, как подсказывает современная экономическая теория и печальный практический опыт, запускают механизм так называемого ухудшающегося отбора, ибо дешевое не значит лучшее. В результате возникают дополнительные риски снижения числа поставщиков, сокращения товарного ассортимента и повышения стимулов к экономии на качестве товара, что нарушает интересы конечного потребителя.

    Нужно ли ужесточать закон?

    Представители госрегулятора не сразу, но все-таки признали, что закон не сработал. Но из этого были сделаны своеобразные выводы — о том, что его нужно ужесточить. И с марта 2012 года началась история с лоббированием поправок, которая завершилась летом 2016 года. Причем вновь не обошлось без неожиданностей — приняли не те поправки, которые обсуждались ранее.

    По сути, закон о торговле был принят, потому что конфликтующие стороны не смогли договориться (хотя неоднократные попытки предпринимались). Спор был перенесен в политическую плоскость, и в результате мы получили административное вмешательство в гражданско-правовые отношения. Причем парадоксальным образом государство принялось выправлять баланс рыночной власти в пользу поставщиков в наиболее конкурентной отрасли российской экономики с низким уровнем консолидации, где все розничные сети вместе взятые даже сегодня занимают лишь половину рынка.

    Мы полагаем, что нужно когда-то начинать учиться на собственном опыте. И история с принятием закона о торговле, похоже, чему-то важному участников рынка все же научила. Не случайно в 2012 году был принят Кодекс добросовестных практик, и розничные сети с поставщиками начали опробовать механизмы саморегулирования. Оказалось, что договариваться можно и ряд важных договоренностей соблюдается. Конечно, развитие саморегулирования — процесс длительный и сложный. В этом смысле куда проще и эффектнее принять очередную порцию административных поправок. Но в данном случае на высококонкурентном рынке именно укрепление механизмов саморегулирования является наилучшим выходом для разрешения накопившихся проблем.

    Закон об интернет торговле

    Покупки через Интернет стали самым популярным видом торговли у населения России. Благодаря удобству, быстроте и большому выбору товаров граждане РФ все чаще и чаще прибегают именно к варианту закупки через интернет — площадки. На данный момент эта сфера не имеет определенного закона, который регулировал бы все аспекты торговли. Однако существует несколько законов, актов и положений, которые контролируют описываемую область.

    Общие сведения

    Основополагающим законом, регулирующим и контролирующим сферу продаж товаров через интернет, считается Постановление Правительства России 612 о продаже дистанционным способом.

    Однако существуют и другие законы, положения которых касаются описываемой области. Чтобы законно и без проблем работать в сфере торговли через интернет, рекомендуется ознакомиться со всеми перечисленными ниже актами:

    • Гражданский кодекс РФ. В этом кодексе дистанционного способа продаж касается статья 497. В этой статье написано, что граждане имеют право просматривать необходимые товары в сети интернет и там же их покупать;
    • Федеральный закон 381 о гос. регулировании торговой деятельности на территории России. Положения этого закона контролируют всю сферу деятельности в области торговли, определяет полномочия сотрудников, контролирующих эту сферу;
    • Федеральный закон 38 о рекламе. В 8 статье этого закона оформлена информация о способах и процессах продвижения и рекламы товара или фирмы, если проводится интернет-покупка;
    • Закон 2300-1 о защите прав потребителей. В этом законе информация о дистанционных способах покупки и продажи оформлена в статье 26.1. В этой статье описаны права и полномочия покупателей и продавцов.

    Перед покупкой определенной продукции через сеть Интернет, клиент просматривает каталоги. Большое количество продавцов постоянно вносят в каталоги изменения, добавляют новые и убирают старые. Клиент и интернет — поставщик заключают договор в электронном виде, в который добавлена информация о товаре, количестве и качестве, способе доставки и полной сумме.

    Все перечисленные законы в той или иной мере контролируют область торговли. Надзор ведется сотрудниками специальных федер. органов.

    Скачать Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» можно по ссылке.

    Основные положения закона об интернет торговле

    Постановление номер 612 устанавливает требования и условия для осуществления продаж и открытия магазина в Интернете. Основное условие для реализации собственной продукции через сеть — это официальная государственная регистрация компании.

    Другим условием является то, что владелец магазина должен следить, чтобы у клиента всегда было несколько способов переслать средства в сервис для получения товара:

    • У клиента должна быть возможность получения товара посылкой через почту;
    • У клиента должна быть возможность самовывоза.
    • YouTube Video
    Видео (кликните для воспроизведения).

    В случае продажи механизмов, устройств или технических приборов и программ, нуждающихся в доп. настройке или обработке, сотрудники интернет — магазина обязаны доставить устройство на дом и настроить его.

    Одним из важнейших запретов для торговли через интернет-площадки является алкоголь. Алкогольная продукция относится к табу и категорически запрещена к продаже через сеть.

    На сайте магазина или в специальном прайс-листе должны быть оформлены подробные характеристики продаваемого товара. По просьбе покупателя работники обязаны предоставить ему все данные о продукции, включая:

    • Окончательная стоимость выбранного клиентом товара;
    • Способы, система и порядок по пунктам как можно оплатить покупку;
    • Точный адрес производителя продукции;
    • Сроки гарантии и хранения;
    • Период службы товара;
    • Точное название компании, продающей продукцию (без сокращений и аббревиатур);
    • Перечисление способов получения продукции, варианты доставки.

    В случае продуктов питания, когда клиент заказывает продукты с сайта, на площадке у каждого пункта с блюдом или продуктом должен быть указан подробный состав. Также обязательна подробная информация о предмете, если он бывший в употреблении. Описание срока употребления, поломки, дефекты, мелкие царапины, все подробности состояния товара на настоящий момент. Информация и сведения о продукции предоставляются клиенту в электронном виде или на электронных носителях, этот пункт также прописан в законодательстве РФ.

    Читайте также  Почему Брэд Питт решил ни с кем не встречаться?

    Что разрешено продавать онлайн?

    Согласно условиям и требованиям Постановления Правительства России о правилах продажи товаров дистанционно, существуют определенные категории продукции, разрешенные к продаже и категории продукции, запрещенные для выставления на продажу через Интернет.

    Допускается продажа следующих объектов на площадках в сети:

    • Книги, книжная атрибутика, спорт. инвентарь и спорт. атрибутика;
    • Большая и мелкая бытовая техника, продукты питания, исключая алкоголь;
    • Программы, обслуживание и услуги прог. обеспечения, компьютеры, компьютерная техника, обслуживание комп. техники и т. д.;
    • Музыка на любых носителях, музыкальные инструменты;
    • Предметы, объекты, механизмы, сувениры и т. д. для обустройства дома;
    • Одежда, обувь, аксессуары;
    • Интернет бронирование отеля, туристической поездки, перелета (путешествия);
    • Любые детские вещи;
    • Интернет покупка и бронирование билетов в различные культурные заведения на мероприятия, как театр, кинотеатр и т. д.

    Лица, только начинающие этот путь бизнеса через Интернет часто попадают в конфликтные ситуации или под ответственность в связи с незнанием того, какие объекты есть возможность продавать, а какие нет. Начинающие веб — мастера сталкиваются по-началу с трудностями выбора определенного вектора развития продаж, определенной категории товара. Для облегчения выбора стоит просмотреть оформленный выше список, который сократит количество категорий. Продажа товаров дистанционным способом не может быть осуществлена без соблюдения условий закона.

    Особенности налогообложения

    Торговля через интернет неоднозначное дело, потому что в России только набирает обороты. Именно поэтому владельцы магазинов зачастую сталкиваются с проблемой налогообложения. Какой вид налогов необходимо оплачивать для этой категории магазинов? Владельцев интересуют размеры сумм для оплаты, категории налогов, способы оплаты. Если собственник площадки исправно оплачивает все необходимые суммы, то и развитие торговли не заставит себя ждать.

    Любая прибыль, полученная с магазина владельцем, облагается налогом согласно положениям закона о торговле через интернет. Собственник магазина имеет право выбрать удобный для себя вид налогообложения из представленных в законодательстве.

    Читайте ФЗ о торговле в последней редакции тут:

    Законодательство представляет открывающим магазин с дистанционными покупками две категории налогов:

    • Система налогов с упрощенной программой;
    • Система налогов с общей программой.

    В случае, если лицо первый раз начинает такой вид бизнеса, аналитики рекомендуют выбрать упрощенную систему. Требованиями к выбору такой программы является доход от бизнеса не более 60 миллионов руб. в год. Ставка измеряется от 6 до 15%. Если бизнес попадает под категорию ставки в 6%, то налог взимается только с дохода магазина. То есть индивидуальный предприниматель выплачивает со своего счета 6% в качестве доходного налога.

    Однако получить право на использование упрощенного налогообложения не так просто, бизнес должен соответствовать оформленным в законе условиям и требованиям. УСНО определяет некоторые ограничения и запреты на проведение торговли через интернет. Перечень запретов и ограничений для этой категории налогов оформлен в статье 346.12 Налогового кодекса России.

    Второй вид системы налогов, общий, самый распространенный. В этой программе используется ведение бух. учета и планы и графики счетов для расчетных манипуляций. В такой категории налогообложения необходимо будет потратить средства на бухгалтера, который будет заниматься расчетами и отчетами.

    Простыми словами: Закон о торговле

    Что такое закон «О торговле»?

    Это документ, который определяет понятия торговли, розницы и оптовых продаж, торговой сети, продовольственных товаров и разделяет торговые помещения на стационарные и нестационарные.

    Он был принят в конце декабря 2009 года и с тех пор менялся и дополнялся.

    Зачем нужен закон «О торговле»?

    Помимо того, что он определяет, что такое собственно говоря сама торговля (бизнес, связанный с покупкой и продажей товаров) и сети (два и более магазина или торговых точки под общим управлением) и многое другое, он регулирует саму отрасль.

    Например, он определяет права поставщиков и ритейла, разграничивает полномочия региональных и федеральных властей в контроле над торговлей и взаимоотношения между властью, бизнесом и поставщиков с торговлей.

    При этом закон никак не касается внешней торговли, организации торгов и финансовых операций.

    Какие термины определяет закон?

    Торговля – это деятельность, связанная с покупкой и продажей товаров;

    Торговая сеть – это два или более объектов с одним владельцем;

    Вознаграждение (в отрасли широко применяется термин ретробонус) — это плата за оборот и продвижение товара. Также может называться ретро-скидкой. Заграницей это называют рибейт (rebate). При этом ретробонус может быть выплачен поставщиком в самом разном качестве. Чаще всего это опцион, поставка каких-то товаров или части партии бесплатно или банально выплата деньгами, что всегда означает возврат части стоимости товара поставщиком торговой сети.

    В самом законе определение прописано расплывчато: «Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров»;

    Продовольственные товары – это, грубо говоря, вся еда и питье, а также пищевые и биологически активные добавки;

    Торговый объект – это место, где лежат товары и есть возможность их приобрести. Это может быть как все здание, так и его часть;

    Стационарный торговый объект – это, если упростить, капитальное здание с фундаментом. В законе определяется как «торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения»;

    Нестационарный торговый объект – это временное сооружение, не связанное «прочно с земельным участком». Подключение к инженерным сетям роли в определении стационарности не играет.

    Что нельзя делать ритейлерам?

    Закон ограничивает их максимальную долю в каждом регионе. Так, если у какой-то компании, владеющей торговыми сетями в любом регионе (включая Москву и Санкт-Петербург) больше 25% рынка в денежном выражении, ей нельзя брать в аренду или покупать новые помещения для торговли. Если быть точным, в законе эта граница определяется как «двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации».

    Кроме того, в законе прописан максимальный размер ретробонуса (вознаграждения) торговым сетям – 10% от цены приобретенных товаров в договоре. Ретробонусы запрещены для социально значимых товаров. Их перечень определен в постановлении правительства №530 от 15 июля 2010. Туда входят мясо кур, пастеризованное молоко (но только 2,5-3,2% жирности), хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.

    Установлены максимальные сроки оплаты за товар поставщикам. Они зависят от сроков годности. Если он менее 10 дней, то поставщик должен получить свои деньги не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки партии. Если срок годности 10-30 дней, то оплатить товар должны за 30 календарных дней включительно. Если срок годности больше 30 дней, крайний срок оплаты за такие товары – 45 календарных дней со дня приемки.

    Если цены на социально значимые товары за 30 календарных дней в любом отдельном регионе вырастут на 30% и более, то правительство по закону «О торговле» имеет право установить предельно допустимые розничные цены.

    Наконец, ритейл может оказывать поставщикам услуги по маркетингу, рекламе и прочему продвижению. Но они должны быть включены в договор оказания услуг, а не в договор поставки.

    Что закон требует от поставщиков?

    Поставщики должны предоставлять торговым сетям доступ к информации об условиях отбора контрагента для поставок. Также торговые сети должны иметь доступ к документам о безопасности поставляемых товаров. Такие данные должны предоставляться поставщиками в течение 14 дней со дня получения запроса от ритейлера.

    Цена договора поставки продовольственных товаров должна определяться в соответствии с законом о торговли. То есть если есть государственное регулировании цен на определенные товары, цена на них не должна превышать определенный властями уровень и если за 30 дней цена на любой из социально значимых товаров вырастает более чем на 30%, правительство имеет право установить регулировании цен. Это определено в статье 8 в частях 4 и 5.

    Ссылки на документы

    Что хотят изменить?

    Правительство в конце апреля предложило повысить допустимую премию до 5% и не ограничивать стоимость логистических услуг, которые ретейлеры оказывают поставщикам. Поставщики считают, что это позволит 20-25% от стоимости партий, объясняя это затратами на логистику, а торговые сети возражают, что сейчас премии ограничены 10% и для поставщиком ничего не изменится.

    Почему это плохо?

    Потому что еще в прошлом году максимальный размер вознаграждения хотели снизить с 10 до 3%, а сроки оплаты товаров существенно сократить: для товаров со сроком годности менее 10 дней крайний срок оплаты хотели сократить вдвое — с 10 до 5 дней; при сроке годности до 30 дней – уменьшить отсрочку платежа с 30 до 20 дней, а при сроке годности более 30 дней — с 45 до 35 дней.

    Ритейл по новым правилам: что изменилось в законе о торговле

    Отношения торговых сетей и их поставщиков нельзя назвать в полной мере взаимовыгодными. Скорее, речь может идти о диктате продавцов над производителями и поставщиками, а не о равноправном партнерстве. Пользуясь заведомо более выигрышным положением на рынке, сети беспрепятственно навязывают свою ценовую и ассортиментную политику, особенно не считаясь с интересами контрагентов.

    Под видом добровольных платежей поставщики вынуждены оплачивать из собственного кармана всевозможные премии, бонусы и прочие поборы за никому не нужные услуги, якобы оказываемые торговцами в пользу поставщиков. Например, услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке и размещению товаров на стеллажах и другие.

    Читайте также  Как называется и празднуется шестая годовщина свадьбы

    В итоге на полках оказывается товар не самых добросовестных и честных производителей, а тех, кто предложит магазину наибольший бонус. Чем выше размер вознаграждения – тем выше шанс продать свой товар. Главный, кто страдает от произвола сетей – это отечественный товаропроизводитель. Именно он часто остается не у дел, поскольку не только не может найти выходы на точки сбыта, но даже если и найдет — не может работать на тех драконовских условиях, которые они предлагают.

    Дабы разрешить вышеописанную ситуацию, летом 2016 года Президентом РФ были внесены поправки в законодательство о торговле, призванные ограничить “аппетиты” торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ меняет практику взимания сетями бонусов и создает для поставщиков более или менее сносные условия для ведения бизнеса. Особенностью закона является то, что он старается не ущемить интересы ни той, ни другой стороны. Магазины продолжат взимать свои бонусы, а поставщики продолжат их уплачивать. Правда, в меньшем размере. Получается, что и волки сыты, и овцы целы.

    Закон устанавливает, что торговая сеть может брать с поставщиков вознаграждение, но с рядом ограничений. Название этого узаконенного бонуса – вознаграждение за приобретение у поставщика определенного количества продовольственных товаров.

    Точный размер бонуса подлежит обязательному согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Причем совокупный размер всевозможных бонусов законодатель ограничил.

    Кстати, вознаграждение за приобретение товаров теперь включает в себя и бонус за их продвижение на рынке. Общая величина бонуса не может превышать 5% от стоимости приобретаемых товаров (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»). Сюда же относится оплата всех логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке продовольствия, приданию ему товарного вида и других подобных услуг. Не учитывается только сумма НДС и акциза. Напомним, по ранее действующим правилам, максимальный размер ретро-бонуса (за приобретение определенного количества товаров) составлял 10% от цены продукции. Причем величина других бонусов вообще не была регламентирована. Таким образом, поборы с поставщиков уменьшились даже не в два раза, а более.

    В целях недопущения злоупотреблений со стороны сетей поправки дополняют закон о торговле нормой, раскрывающей содержание услуг по продвижению товаров (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ). Под ними понимаются реклама товаров в буклетах, СМИ и т.д., осуществление их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовка отчетности, содержащей информацию об этих товарах. Такие услуги включаются в общий пятипроцентный бонус и не оплачиваются сверх данной суммы.

    Все прочие выплаты торговым сетям, как бы они не назывались, и на каком бы основании не взимались, теперь прямо запрещаются. Конкретно закон запрещает торговым сетям:

    • взимать плату за право поставок продовольственных товаров в магазины;
    • устанавливать себе вознаграждение за изменение ассортимента продовольственных товаров;
    • взимать плату в счет погашения расходов, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
    • возмещать за счет поставщиков расходы в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары (кроме случаев, когда утрата и повреждение произошли по вине самого поставщика).

    Совершение магазинами действий по незаконному взиманию платы и возмещению расходов за счет поставщиков повлечет наложение административного штрафа. Должностные лица (менеджеры, ответственные за заключение и исполнение сделок) будут оштрафованы на сумму от 20 до 50 тысяч рублей. Сами магазины понесут ответственность в виде штрафа в размере от одного 1 до 5 миллионов рублей.

    Не получится теперь и уйти от ответственности на том основании, что нарушающий субъект, якобы, не относится к торговой сети. Ранее такая возможность существовала, например, когда владельцами магазина являлись сразу несколько организаций. Теперь для ее исключения статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ конкретизирует и расширяет понятие торговой сети.

    Под ней сейчас понимается совокупность двух и более торговых объектов, принадлежащих хозяйствующему субъекту или нескольким субъектам, которые образуют одну группу лиц. Также к сетям отнесены объекты, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

    Другим ограничением для ритейлеров явилось ограничение сроков оплаты поставленных товаров. Закон устанавливает точные сроки оплаты с учетом срока годности продовольствия. Это сделано с целью пресечения широко практикуемой сейчас возможности беспроцентного кредитования сетей. Например, когда товар отгружается на склады в начале года, а оплачивается только в середине. Или по мере реализации, полной или частичной.

    В соответствии с новыми правилами продтовары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем 8 рабочих дней. Продукция со сроком годности от 10 до 30 дней включительно подлежит оплате в срок не позднее 25 календарных дней. Для продовольствия со сроком годности свыше 30 дней и алкогольной продукции крайний срок оплаты — 40 календарных дней.

    Эти сроки исчисляются со дня доставки товаров в торговую сеть. Не позднее трех рабочих дней после этого поставщик обязан будет передать документы, относящиеся к поставкам, а торговая сеть обязана их принять.

    Также торговым сетям запретили заключать для осуществления торговой деятельности договоры, по которым товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на этот товар. В данной сфере запрещаются следующие виды договоров:

    • договор комиссии,
    • договор поручения
    • агентский договор.

    Нарушение этого запрета грозит штрафом. Штраф накладывается на должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 4,5 млн рублей.

    Одновременно устанавливается запрет на навязывание поставщикам невыгодных условий сделок. Например, под непосредственный запрет попали следующие условия заключаемых сделок:

    • условия о невозможности заключения договоров поставки товаров с другими оптовиками;
    • об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на более выгодных условиях, по сравнению с другими покупателями;
    • о возврате непроданных товаров;
    • о дискриминационном снижении поставщиками стоимости продовольственных товаров;
    • о предоставлении сведений о заключаемых договорах поставки с другими хозяйствующими субъектами;
    • все прочие условия, прямо не относящиеся к предмету договоров.

    В том случае, если подобные условия все же были включены в текст договора, они признаются недействующими в соответствующей части с момента совершения сделки.

    Поправки увеличили срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о госрегулировании торговой деятельности. Срок увеличен до 1 года. За это время, как полагают законодатели, сети и их поставщиков вполне реально привлечь к ответственности за нарушение антимонопольных правил. Напомним, ранее срок давности по таким нарушениям составлял 2 месяца.

    Дополнительной гарантией соблюдения прав поставщиков является расширение полномочий Федеральной антимонопольной службы России. До этого на нее возлагался лишь контроль за соблюдением требований и запретов антимонопольного законодательства. Теперь же служба станет проводить проверки по фактам навязывания поставщикам продовольствия кабальных условий сделок. Подтверждение в ходе проверки подобного факта будет являться основанием для привлечения торговой сети к ответственности в виде штрафа. Также в обязанности ФАС вменяется создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей.

    Чего ожидать ритейлерам, их поставщикам и потребителям

    Закон заработал с 15 июля 2016 года. С этого времени все вновь заключаемые ритейлерами со своими поставщиками договоры должны соответствовать новым требованиям. Одновременно сохраняют свою силу условия договоров поставки, которые были заключены до вступления закона в силу. Но если стороны до 1 января 2017 года не приведут их в соответствие с новым законодательством, то такие договоры будут признаваться утратившими силу.

    Как полагают законодатели, реализация этих поправок на практике сыграет на руку не только отечественным производителям, которые смогут вложить сэкономленные на бонусах средства в развитие бизнеса, но и конечным потребителям. В теории снижение издержек на поборы сетевиков вполне естественным образом может привести к снижению стоимости продовольствия.

    • YouTube Video
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Однако, скептики полагают иначе. Закон предлагает меры по защите только поставщиков и производителей. О потребителях он ничего не говорит. Никаких действенных препятствий для повышения розничных цен новые правила не содержат. И если поставщики действительно смогут отстоять свое право на уменьшенные бонусы в суде, или, скажем, в антимонопольной службе, то покупатели никаких преимуществ по сравнению с прежним порядком не получают. Напротив, велика вероятность того, что выпадающие доходы сетей теперь будут компенсированы как раз за счет конечных потребителей.

    Источники

    1. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
    2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
    3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
    4. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
    5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

    Закон о торговлеОценка 5 проголосовавших: 1 Владимир Солодовников

    Опытный юрист с 10 летним стажем.

    Образование: ЗСФ РГУП – Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия(г. Томск).

    Место работы: частная компания в г. Санкт-Петербург.

    Источник: zolotaya-zvezda.ru

  • Оцените статью
    Строй-Мэн
    Добавить комментарий