Задержка психического развития у детей: классификация причин и разновидности патологии, характерные симптомы и особенности поведения ребенка, лечебно-коррекционные мероприятия, прогноз на выздоровление

Задержка психического развития (ЗПР) – это интеллектуальное и эмоциональное нарушение, которое сопровождается отставанием в обучении, слабой моторикой, плохой памятью, примитивностью поведения и мышления. Проблема может возникнуть на фоне биологических или психологических факторов. Виды и классификация задержки психического развития (ЗПР) ребенка были изучены и опубликованы разными врачами и психологами. Исследования Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, Ю.Г. Демьяновой и К.С. Лебединской позволяют выделить особую группу детей, которые в силу медленного интеллектуального развития имеют сложности с обучением.

Содержание

Содержание
  1. Классификация причин ЗПР
  2. Классификация задержки развития
  3. ЗПР конституционного вида
  4. Соматогенная ЗПР
  5. Психогенный вид ЗПР
  6. Классификация церебральной задержки развития
  7. Прочая классификация ЗПР
  8. Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности
  9. Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР
  10. Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития
  11. Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?
  12. К первой группе относится проблемная беременность:
  13. Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:
  14. И третья группа – это причины социального характера:
  15. К факторам риска появления зпр относят:
  16. Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?
  17. Что нужно знать родителям?
  18. Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек
  19. Ребенок с ЗПР…
  20. Важно:
  21. Зпр у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней зпр являются:
  22. Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей
  23. Что нужно знать родителям?
  24. Задержка психического развития – это не приговор!
  25. Причины задержки психического развития
  26. Виды задержки психического развития
  27. Конституциональная задержка психического развития
  28. Задержка психического развития соматогенной генезы
  29. Задержка психического развития психогенной генезы
  30. Задержка психического развития церебрально-органической генезы
  31. Диагностика детей с задержкой психического развития
  32. Отличия между задержкой психического развития и умственной отсталостью
  33. Задержка психического развития (ЗПР)
  34. Классификации задержки психического развития

Классификация причин ЗПР

Термин «задержка психического развития» был введен Г.Е Сухаревой.

Под ним понимают дефицит запаса знаний, недостаточную зрелость мышления, преобладание игры, отсутствие усидчивости и быструю утомляемость от интеллектуальной работы.

Задержку в психическом развитии нельзя путать с умственной отсталостью. Этот процесс обратим, и при адекватной помощи специалистов проблема полностью устраняется.

Причин задержки развития несколько. Классификация ЗПР Сухаревой Г.Е. выделяет три основных фактора, влияющих на умственное отставание:

  • Заболевания наследственного характера;
  • Внутриутробная патология эмбриона;
  • Травмы при рождении.

Певзнером М.С. и Власовой Т.А. были выделены следующие виды причин задержки развития:

  • Осложненная беременность, связанная с инфекциями, токсикозами, отравлением организма лекарственными веществами, спиртными напитками, наркотиками, несовместимостью резус факторов крови матери и плода;
  • Травмы при прохождении родовых путей и асфиксия младенцев;
  • Социальное неблагополучие, вследствие ограниченного контакта с окружающим миром или неблагоприятной обстановкой в семье.

При такой классификации причин дети с задержкой ПР растут без родительского контроля или в условиях чрезмерной опеки, когда возникает недостаток общения со старшими и сверстниками. Еще одной причиной отставания в развитии провоцируют дефекты слуха, зрения и речи.

Классификация задержки развития

В 1973 году в городских и сельских школах ученые провели исследования и у 6 % детей первых классов диагностировали ЗПР. На основании полученных материалов Певзнер М.С и Власова Т.А. разделили группу отстающих на 2 класса. Классификация ЗПР по Певзнеру М.С. и Власовой Т.А.

Параметры Задержка развития из-за психического инфантилизма ЗПР обусловленный церебрастеническим состоянием
Причины Перенесенные в утробе матери или раннем детстве инфекционные болезни, интоксикация, нарушение обменных процессов Недостаточная функция нервной системы
Преобладающие факторы Замедленное развитие всего организма, эмоциональная незрелость с признаками психической неустойчивости или заторможенностью Расстройство нервной системы, психическое истощение, заторможенность или гиперактивность

На основании трудов Певзнера была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР по Лебединской К.С., которая выделяет 4 вида отставания в развитии:

  • Конституциональное;
  • Соматогенное;
  • Психогенное;
  • Церебральное.

Типы задержки психического развития (ЗПР) имеют разнообразную клиническую картину, а так же свои поведенческие особенности.

ЗПР конституционного вида

При данном диагнозе проявляется психофизическая задержка, где эмоциональная и волевая система остаются на прежней ступени развития, которая напоминает психику детей младшего возраста.

Для таких ребят присущи следующие черты:

  • Яркие эмоциональные всплески;
  • Наивность;
  • Желание проводить обучение в игровой форме;
  • Легкое внушение;
  • Доверчивость.

Трудности в начальной школе возникают из-за эмоциональной незрелости, у детей нет усидчивости и мотивации к познаниям. Ребенок быстро превращается в отстающего ученика. Он хорошо осваивается в коллективе, но не понимает необходимых правил поведения. Школьник не усидчив, вовлекает сверстников в игры, радуется любой оценке в тетради, не отличая «плохой» от «хорошей».

ЗПР данного вида может возникать из-за генетической предрасположенности и передаваться из поколения в поколение.

Примечание. Конституциональная задержка легко поддается коррекции при направленном обучении педагога в игровой форме.

Соматогенная ЗПР

Соматогенная классификация детей с ЗПР относится к наиболее распространенному виду. Отставание в развитии провоцируют длительные заболевания, перенесенные в младенчестве. Особенно негативно сказываются на маленьком организме инфекционные болезни, поражающие малыша в первые месяцы жизни.

Задержка психического развития возникает из-за синдрома хронической усталости от болезненного состояния. На его фоне развиваются различные виды невропатических расстройств, вызывая:

  • Отсутствие уверенности;
  • Капризность;
  • Вялость.

Постельный режим и ограниченное общение неблагоприятно сказываются на пополнении жизненных навыков. Таким деткам рекомендованы школы санаторного типа с индивидуальным подходом к обучению.

Психогенный вид ЗПР

Существуют особые виды задержки психического развития детей, не связанные со здоровьем. Актуальным вопросом становится социальное неблагополучие многих семей. Снижение интеллектуальной активности происходит из-за недостатка внимания, вседозволенности, ограниченного окружения, подавления характера малыша и применения физического наказания.

Частые конфликты между взрослыми травмируют психику ребенка, в поведении дитя проявляется агрессивность. Если воспитание проводится с систематическим физическим воздействием и угрозами ребенок становится забитым, он постоянно чувствует тревогу.

Такие детки слишком покорны или возбудимы, они не проявляют интерес к учебе, в поведении появляется необъективность действий. Индивидуальный подход преподавателя, внимание, забота и интенсивность занятий быстро заполняют пробелы в познаниях ребят.

Классификация церебральной задержки развития

ЗПР церебрально-органического характера связано с функциональными нарушениями головного мозга. Причинами чаще всего становятся следующие виды отклонений:

  • осложненная беременность,
  • интоксикация плода в утробе,
  • заболевания на 1 году жизни.

Существует следующая классификация типов ЗПР церебрального характера с проявлением:

  1. Эмоциональной нестабильности – дети с таким видом ЗПР гиперактивные, шумные, стараются участвовать в различных играх, но не по поставленным правилам, что приводит к комфликтам и скандалам между сверстниками.
  2. Психической заторможенности – эмоциональная незрелость дополняется несамостоятельностью, отсутствием принятия решений. Дети часто капризничают, избегают активных игр, стесняются выйти к доске, проявляют медлительность и робость.

Классификация задержек психического развития (ЗПР) позволяет выявить причину замедленного повышения интеллекта и подобрать способ коррекции недостатков.

Прочая классификация ЗПР

Задержку психического развития широко классифицирует Ю.Г. Демьянова, она рассматривает все виды нарушений, при которых снижается интеллект. Классификация ЗПР Демьянова Ю.Г.

ЗПР Признаки Особенности
С цереброастеническим характером Трудность в запоминании, снижение памяти, быстрая утомляемость. Отставание в речевом развитии, проблемы с чтением, письмом.
При психофизическом отставании Неуклюжесть движений, нарушение координации, отставание в развитии на 2-3 года. Эмоциональная неустойчивость, преобладание игровой формы в обучении, склонность к конфликтным ситуациям.
С невропатическим синдромом Плаксивость, невротические припадки, беспокойство, нарушение сна. Трудности в усвоении знаний, конфликты со сверстниками и преподавателями.
С психопатоподобным синдромом Гиперактивность или пассивность, проблемы с моторикой. Плохое чтение, затруднение с письмом и счетом.
При ДЦП Нарушение моторики, неврозоподобные состояния. Отсутствие желания учиться, бестактность, назойливость, замедленное мышление.
С недоразвитостью речи Сложность в общении. Трудности в обучении.
При тяжелых нарушениях слуха и зрения Проблемы с общением и восприятием. Замкнутость, скованность, эгоистичность.
При соматических болезнях Хронический синдром усталости. Плаксивость, медленное мышление.
Семейной запущенности Ограниченное представление о внешнем мире. Сложность в обучении, зажатость, страх перед выступлением на публике.

Домишкевич С.А. выделил 3 группы (вида) школьников в зависимости от динамики психического развития, таким образом получилась следующая классификация типов ЗПР:

  • Дети с легким видом ЗПР – при коррекции к третьему классу догоняют по показателям своих одноклассников;
  • Ученики с явной задержкой развития – положительные результаты достигаются к пятому или шестому классу, однако интеллектуальный уровень отстает от одноклассников.
  • Школьники с грубой ЗПР – отсутствует способность к сосредотачиванию и запоминанию, тяжело обучаемы.

Зная, какой вид ЗПР у ребенка, специалист сможет провести необходимую классификацию и подобрать правильный подход и методику обучения. Отставание в развитии должно быть преодолено. При правильной коррекции знаний и дозированном обучении дети способны догнать сверстников. Задача взрослых вовремя распознать ЗПР и приложить все усилия для повышения интеллектуального уровня ученика.

Источник: https://onlymama.ru/narusheniya-intellekta/zpr/vidy-i-klassifikatsiya-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya/

Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР  — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза. Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.
Читайте также  Как лечить запоры у беременных: медикаментозные методы лечения и применение народных рецептов, список разрешенных и запрещенных препаратов, прием полезных масел и профилактика заболевания

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления зпр относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.

Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.

Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.

Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч.

Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.

  1. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  2. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
  3. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  4. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

Зпр у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней зпр являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

Ну и среди главных рекомендаций – классические советы: создайте ребенку благоприятные условия для развития без стрессов, приучайте к режиму дня — и любите свое чадо!

Источник: https://www.colady.ru/diagnoz-zpr-u-rebenka-prichiny-priznaki-zaderzhki-psixicheskogo-razvitiya.html

Задержка психического развития – это не приговор!

Когда дети приходят в 1 класс и начинают овладевать своими первыми знаниями, через совсем короткое время стает заметным, что у некоторых  все получается очень хорошо, а у кое-кого в учебе возникают проблемы. С чем это связано? Прежде всего, с тем, что у кого-то знаний  больше, здоровье покрепче, психика устойчивее, а значит, и успехи лучше. Ну а у кого-то все наоборот.

Детям, которым тяжело дается учеба и их психическое развитие не совсем соответствует норме, но есть предпосылки выравнивания, ставят диагноз: ЗПР, то есть задержка психического развития.

Изучение ЗПР как заболевания началось недавно – в 50-ых годах прошлого столетия. В основу исследований  легло то, что ученые заметили, что среди неуспевающих учеников встречаются школьники, которые по количеству знаний и поведению очень похожи на умственно отсталых.

У них замедленное мышление, неустойчивое внимание, проблемы с  запоминанием. Но при создании благоприятных условий у таких детей были очевидны значительные успехи, что свидетельствовало о том, что они не умственные отсталые. Их отнесли в отдельную группу, которая начала считаться пограничной между нормой и дебильностью.

Если изобразить это схематически, то уровни интеллектуального развития расположатся так:

Итак, учеными было четко определено, что задержка психического развития (ЗПР) – это обратимые нарушения интеллектуального и психического процесса у ребенка. Данные отклонения преодолеваются при организации для него специального коррекционного обучения и воспитания.

Причины задержки психического развития

Этимология возникновения заболевания довольно обширная. Но основными факторами принято считать:

  • биологические;
  • социально-психологические.

Причинами ЗПР биологического характера принято считать:

  • органические повреждения центральной нервной системы негрубого характера;
  • родовые травмы;
  • внутриутробные инфекции;
  • резус-конфликт;
  • гипоксию плода;
  • недоношенность;
  • желтуху новорожденных;
  • грипп в раннем возрасте;
  • рахит;
  • плохую наследственность (наличие ЗПР у одного из родителей);
  • черепно-мозговые травмы;
  • эпилепсию и т. д.

Причинами ЗПР социально-психологического характера является проживание детей в семьях:

  • неблагополучных;
  • где существует авторитарный характер воспитания;
  • где наблюдается гиперопека.

При условиях социальной депривации, гипоопеки, дефицита общения со сверстниками у ребенка возникает задержка в развитии.

Также ЗПР может стать вторичным дефектом у детей с нарушениями зрения, слуха и речи, которые не проходят специальной реабилитации с коррекционным педагогом, потому что  у них нарушены сенсорные эталоны, что затрудняет их правильное восприятие окружающего мира.

Виды задержки психического развития

Есть несколько классификаций задержки психического развития. Но наиболее распространенной является классификация Лебединской К.С., которая разделяет ЗПР на четыре категории:

  • Конституциональная человека задержка психического развития.
  • Соматогенная ЗПР.
  • Психогенная ЗПР.
  • Церебрально-органическая ЗПР.
Читайте также  Должностные обязанности менеджера по туризму

Конституциональная задержка психического развития

Задержка психического развития конституционной генезы, как правило, передается по наследству. Особенности ребенка таковы:

  • незрелое телосложение;
  • психический инфантилизм;
  • мотивация к учебе низкая;
  • замедленное мышление, память, речь.

При этом ребенок довольно добродушный, настроение у него всегда хорошее, быстро прощает все обиды.

В школе осваивается быстро, но правила поведения не принимает: может играть во время учебного процесса, часто отвлекается, нередко опаздывает на уроки. Не обращает на учебу внимание. Оценки для него значения не имеют.

Ему интересны только свои занятия, которыми он на уроках и занимается. Поэтому такой ребенок сразу же стает неуспевающим.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Конституционная задержка психического развития поддается исправлению. Исход при правильной организации коррекционного обучения и воспитания благоприятный. Воздействовать на ребенка следует через игру.

Желательно оставить его на повторный курс обучения. Это его абсолютно не травмирует.

Есть большая вероятность, что за год  у него сформируются все психические процессы, и он сможет продолжать учебу за обычной программой.

Задержка психического развития соматогенной генезы

Задержка психического развития соматогенной генезы не имеет наследственности. Как правило, дети рождаются здоровые, без отклонений. Но в результате таких заболеваний, как дистрофия, хронические инфекции, стойкая астения, которыми они начинают страдать с раннего возраста, у них происходит снижение интеллекта.

Особенности ребенка:

  • социально дезаптирован;
  • мотивация к учебе низкая;
  • снижена эмоционально-волевая сфера;
  • возможно аффективное торможение.

Таким детям тяжело освоится в коллективе, поэтому они часто плачут. Как правило, они бездеятельны, безынициативные, их ничего не интересует.

Ситуации вокруг себя воспринимают адекватно, но стремления к достижению определенных целей нет. Очень вялые. Трудности преодолеть самостоятельно не могут.

Учатся плохо, так как быстро утомляются и начинают чувствовать себя плохо. Часто жалуются на головные боли, колики в области сердца.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Детям, имеющим соматогенную ЗПР, требуется постоянная медицинская помощь и контроль со стороны педагога. Им лучше обучаться в школах санаторного типа, так как создать специальный медикаментозный режим в учебном заведении будет довольно сложно. В этом случае доминирует соматического заболевание, которое и притормаживает развитие интеллекта и психических функций в полном объеме.

Задержка психического развития психогенной генезы

Дети с задержкой психического развития психогенной генезы имеют нормальное физическое развитие, соматически полностью здоровы, но им присуща мозговая дисфункция, причиной которой зачастую стают неблагоприятные условия проживания и воспитания.

Особенности ребенка:

  • интеллект снижен;
  • эмоции поверхностные;
  • инфантильность в поведении;
  • неустойчивое внимание;
  • повышенная тревожность.

Ребенок приобретает такие отклонения, так как не чувствует теплоты от близких ему людей. Такие дети, как правило, вырастают в неблагополучных семьях. Там, где царит вседозволенность и полное безразличие к малышу,  с его стороны возможны импульсивные реакции, а также асоциальное поведение.

Плохо себя чувствует ребенок и в авторитарной семье, где царят одни конфликты. Он часто бывает наказан беспричинно. Поэтому дети с таких семей всегда подавлены, очень тревожные, у них возможны вспышки агрессии.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

ЗПР психогенной генезы легко преодолима. Для этого достаточно заинтересоваться ребенком и найти к нему индивидуальный подход.

Задержка психического развития церебрально-органической генезы

Дети с ЗПР церебрально-органической генезы имеют локальные нарушения мозговых функций. Это происходит в результате патологий беременности (токсикозы, грипп, алкоголизм и наркомания матери), родовых травм, тяжелых заболеваний в раннем возрасте.

Особенности ребенка:

  • большая утомляемость;
  • сниженная работоспособность;
  • снижен уровень внимания и памяти;
  • замедленное мышление;
  • учеба дается тяжело.

Такие дети плохо строят взаимоотношения с ровесниками. Их желания стоят на первом месте. Не понимают запретов и замечаний.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Обучать таких детей тяжело по обычной программе. Им необходима постоянная коррекционная поддержка со стороны педагогов. Есть смысл обучать по специальной программе для детей с ЗПР.

Диагностика детей с задержкой психического развития

Для того чтобы определить диагноз ребенка, необходимо пройти полное медицинское и психическое обследование.

Заключение о его уровне развитии коллегиально выносит психолого-медико-педагогическая комиссия, которая предварительно собирает и изучает анамнез ребенка, анализирует условия его жизни, ознакамливается с нейропсихологическими данными, диагностикой речи.

Обязательно члены комиссии, в состав которой входят врач, психолог, логопед, дефектолог, невролог, психиатр, проводят с ребенком беседу, исследуют его эмоционально-волевые качества, и только после этого ими выставляется диагноз, даются определенные рекомендации по его обучению и воспитанию.

Задержка психического развития зачастую ставится ребенку в 4-5 лет, когда он начинает навещать детский сад. Тогда на фоне сверстников стает заметным замедленное развитие малыша. Не нужно этого пугаться. Чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем быстрее он выравнивается интеллектуально и психически.

Задержку психического развития ставят и ученикам младших классов. Именно в этот период заболевание проявляется наиболее ярко. Но своевременная коррекция – это возможность помочь ребенку правильно развиться.

После выравнивания у ребенка всех интеллектуальных и психических процессов диагноз «задержка психического развития» снимается. Если же до окончания младшей школы при постоянной коррекционной работе в ученика не наблюдаются изменения, то тогда поднимается вопрос о его возможной умственной отсталости.

Отличия между задержкой психического развития и умственной отсталостью

При ЗПР у ребенка всегда есть улучшения в интеллектуальном и психическом развитии, если ему предоставляют квалифицированную помощь, а при умственной отсталости это невозможно.

Дети с задержкой психического развития с удовольствием принимают помощь от взрослых и переносят свои новые знания и умения на другие предметы самостоятельно. Для детей с умственной отсталостью такие операции практически не выполнимы, так как они не умеют анализировать и систематизировать: операции выполняют только простейшие.

У ребенка с ЗПР при индивидуальном подходе к нему появляется довольно сильная мотивация к восприятию знаний. У умственно отсталого таких желаний не наблюдается.

За данными статистики 50% неуспевающих детей имеют задержку в психическом развитии. Считается, что около 15% от всей детской популяции имеют незначительные проблемы в развитии. Но при создании благоприятных условий эти проблемы легко решаются в пользу ребенка.

Источник: https://psyh.info/article/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-eto-ne-prigovor.html

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.

ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка.

Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.

В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом.

При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту.

Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС.

В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию.

ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением).

Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии.

Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Читайте также  Татьяна Гаврилова, сыгравшая роль Люсьен в фильме “Калина красная”, умерла в психиатрической больнице

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил.

Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др.

При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка.

В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.

Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика.

С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/mental-retardation

Классификации задержки психического развития

В клинической и психолого-педагогической литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития у детей.

Первая клиническая классификация ЗПР была предложена в 1967 г. Т. А. Власовой и М. С. Певзнер. В рамках данной классификации рассматривались два варианта задержки психического развития.

Один из них связывался с психическим и психофизическим инфантилизмом, при котором на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость детей.

Второй вариант связывал нарушения познавательной деятельности при ЗПР со стойкой церебральной астенией, для которой характерны нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость.

М. С. Певзнер считала, что легкие органические изменения в ЦНС и незрелость эмоционально-волевой сферы при правильной лечебной и коррекционно-воспитательной работе должны быть обратимы. Поэтому ЗПР иногда определяли как «временную задержку психического развития».

Однако, как показали данные катамнестических исследований М. Г. Рейдибойма (1971), И. А. Юрковой (1971), М. И. Буянова (1986), по мере уменьшения черт эмоциональной незрелости с возрастом ребенка на первый план нередко выступают признаки интеллектуальной недостаточности, а зачастую и психопатоподобные нарушения.

Автором следующей классификации является В. В. Ковалев (1979). Он подразделял задержку психического



развития на дизонтогенетический и энцефалопатический варианты.

Для первого варианта характерно преобладание признаков незрелости лобных и лобно-диэнцефальных отделов головного мозга, для второго — более выражены симптомы повреждения подкорковых систем.

Кроме этих двух вариантов автором выделялись смешанные резидуаль-ные нервно-психические расстройства — дизонтогенетически-эн-цефалопатические.

Более поздняя классификация на основе учета этиологии и патогенеза основных форм задержки психического развития была предложена в 1980 г. К. С.Лебединской. Она вошла в литературу как этиопатогенетическая классификация. В соответствии с ней выделяются четыре основных типа задержки



психического развития:

  •  задержка психического развития конституционального генеза;
  • задержка психического развития соматогенного генеза;
  • за­держка психического развития психогенного генеза;
  • задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Задержка психического развития конституционального генеза. К данному типу ЗПР относят наследственно обусловленный психи­ческий, психофизический инфантилизм — гармонический либо дисгармонический.

В обоих случаях у детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, «детскость» поведения, жи­вость мимики и поведенческих реакций.

При первом — незрелость психики сочетается с субтильным, но гармоничным телосложе­нием, при втором — характер поведения и личностные особенности ребенка имеют патологические свойства. Это проявляется в аффективных вспышках, эгоцентризме, склонности к демонстра­тивному поведению, истерическим реакциям.

Как указывает И. Ф. Марковская (1993), расстройства поведения при дисгармоническом инфантилизме труднее поддаются психолого-педагогической коррекции и требуют больших усилий со стороны родителей и педагогов, поэтому таким детям показана дополнительная медикаментозная терапия.

В рамках ЗПР конституционального происхождения также рассматривают наследственно обусловленную парциальную недостаточность отдельных модально-специфических функций (праксис, гнозис, зрительная и



слуховая память, речь), которые лежат в основе формирования сложных межанализаторных навыков, таких, как рисование, чтение, письмо, счет и другие. Генетическая обусловленность данных нарушений подтверждается передающимися в семьях детей с ЗПР из поколения в поколение случаями левше-ства, дислексии, дисграфии, акалькулии, недостаточности пространственного гнозиса и праксиса.

В плане коррекции это один из самых благоприятных типов психического развития при ЗПР.

Задержка психического развития соматогенного генеза.



Данный тип задержки психического развития обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка — сердца, почек, печени, легких, эндокринной системы и др. Часто они связаны с хроническими заболеваниями матери.

Особенно негативно на развитии детей сказываются тяжелые инфекционные, неоднократно повторяющиеся заболевания в их первый год жизни. Именно они вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, задерживают формирование навыков самообслуживания, затрудняют смену фаз игровой деятельности.

Психическое развитие этих детей тормозится в первую очередь стойкой астенией, которая резко снижает общий психический и физический тонус. На ее фоне развиваются невропатические расстройства, свойственные соматогении — неуверенность, робость, безынициативность, капризность, боязливость.

Поскольку дети растут в условиях щадящего режима и гиперопеки, у них затруднено формирование позитивных личностных качеств, их круг общения сужен, недостаток сенсорного опыта сказывается на пополнении запаса представлений об окружающем мире и его явлениях.

Нередко возникает вторичная инфантилизация, которая приводит к снижению работоспособности и более



стойкой задержке психического развития.

Учет сочетания всех этих факторов лежит в основе прогноза перспектив дальнейшего развития ребенка и в определении содержания лечебно-профилактического, коррекционно-педагогического и воспитательного воздействий на ребенка.

Задержка психического развития психогенного генеза.



Данный вид ЗПР связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию психического развития ребенка на ранних этапах его развития. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды.

Его влияние может сказаться на ребенке еще в утробе матери, если женщина испытывает сильные,



длительно действующие негативные переживания. ЗПР психогенного генеза может быть связана с социальным сиротством, культурной депривацией, безнадзорностью.

Очень часто данный тип ЗПР возникает у детей, воспитываемых психически больными родителями, прежде



всего матерью.

Нарушения познавательной деятельности у таких детей обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, лабильностью нервной системы, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики.

Нарушения поведения, фиксируемые у этих детей, сильно зависят от своеобразия ситуационных факторов, длительно влияющих на ребенка. А в зависимости от индивидуальных особенностей его психики возникают



различные типы эмоционального реагирования: агрессивно-защитный, пассивно-защитный, «инфантили-зированный»



(Г. Е. Сухарева, 1959).

Все они приводят к ранней невротизации личности. При этом у одних детей наблюдается агрессивность, непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков, у других — робость, плаксивость, недоверчивость, страхи, отсутствие творческого воображения и выраженных интересов.

Если при воспитании ребенка со стороны родных преобладает гиперопека, то отмечается другой тип



патохарак-терологического развития личности. Эти дети не владеют навыками самообслуживания, капризны, нетерпеливы, не приучены к самостоятельному решению возникающих проблем.

У них отмечается завышенная самооценка, эгоизм, отсутствие трудолюбия, неспособность к сопереживанию



и самоограничению, склонность к ипохондрическим переживаниям.

Эффективность коррекционных мероприятий при данном типе ЗПР напрямую связана с возможностью



перестройки неблагоприятного семейного климата и преодоления изнеживающего или отвергающего ребенка типа семейного воспитания.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза.



Последний среди рассматриваемых тип задержки психического развития занимает основное место в границах данного откло­нения. Он встречается у детей наиболее часто и он же вызывает у детей наиболее выраженные нарушения в их эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом.

По данным И. Ф. Марковской (1993), при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы



ребенка и признаки парциальной поврежденности ряда психических функций. Ею выделяются два основных



клинико-психологических варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза.

При первом варианте преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического



инфантилизма. Если и отмечается энцефалопатическая симптоматика, то она представлена негрубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами.

Высшие психические функции при этом недостаточно сформированы, истощаемы и дефицитарны в звене контроля произвольной деятельности. При втором варианте доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций



и тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, склонность к персеверациям).

Регуляция психической деятельности ребенка нарушена не только в сфере контроля, но и в области программирования познавательной деятельности. Это приводит к низкому уровню овладения всеми видами произвольной деятельности. У ребенка задерживается формирование предметно-манипулятивной, речевой,



игровой, продуктивной и учебной деятельности.

В ряде случаев мы можем говорить о «смещенном сензитиве» в развитии психических функций и в процессе формирования психологических новообразований возраста.

Прогноз задержки психического развития церебрально-органического генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и типа возрастной динамики его развития. Как отмечает И. Ф. Марковская (1993), при преобладании общих нейродинамических расстройств прогноз достаточно



благоприятен.

При их сочетании с выраженной дефицитарностью отдельных корковых функций необходима массированная психолого-педагогическая коррекция, осуществляемая в условиях специализированного



детского сада.

Первичные стойкие и обширные расстройства программирования, контроля и инициирования произвольных видов психической деятельности требуют отграничения их от умственной отсталости и других серьезных психических расстройств.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2419629/page:17/


Источник: cmk56.ru

Оцените статью
Строй-Мэн
Добавить комментарий