Восприятие в психологии – это психический процесс, который представляет собой целостное отражение явлений и предметов при их воздействии на органы чувств человека. Оно позволяет нам ориентироваться в элементах внешнего вида других живых существ и свойствах объектов, на которые направлена его деятельность. Этот процесс имеет свои особенности.
Виды восприятия
Восприятие условно можно разделить на несколько групп.
В зависимости от того, какие анализаторы задействованы:
- слуховое;
- осязательное;
- зрительное;
- вкусовое;
- обонятельное;
- кинестетическое.
По степени произвольности:
- организованное;
- неорганизованное.
В зависимости от формы психической активности:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
По форме действительности, воспринимаемой человеком:
- восприятие движения;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.
Свойства восприятия
Выделяют следующие свойства восприятия:
- Предметность – способность воспринимать объекты не как набор ощущений, а как целостный образ, обладающий формой, запахом, вкусом и т.д. Возникает и развивается в ходе онтогенеза, когда ребенок контактирует с окружающими его предметами разными способами (нюхает, пробует, бросает и др.).
- Целостность проявляется в том, что человек собирает образы предметов или явлений на основе информации, получаемой от разных анализаторов. Благодаря этому мы можем узнать, что за предмет перед нами, даже если не видим его, а чувствуем только запах. Образ возникает сам на основании известной характеристики объекта и соотнесения ее с образами из памяти.
- Структурность помогает установить связи между разными свойствами предметов. Например, мы узнаем квадрат, потому что знаем, что у него 4 стороны и они равны между собой, или можем отгадать мелодию, услышав набор звуков.
- Константность – сохранность образов предметов при изменении условий. Благодаря этому дома кажутся нам большими на любом расстоянии, а белые объекты не кажутся серыми или черными даже в условиях затемнения. Это свойство заметно при восприятии форм, величин и цветов с помощью зрительного анализатора. Без константности людям сложно было бы ориентироваться в окружающей среде.
- Активность или избирательность заключается в том, что человек в любой момент воспринимает группу предметов, а не все, что находится вокруг него. Когда мы слушаем музыку, наше внимание направлено на нее, а если в соседней комнате начинает работать дрель, фокус внимания смещается на нее. Чаще люди обращают больше внимания на раздражители, которые более значимы для них (мешают им или требуют реакции).
- Осмысленность проявляется в способности определять значение воспринимаемых объектов. Человек все время ищет лучший способ объяснить воспринимаемую информацию. В этом проявляется связь восприятия с мышлением.
- Апперцепция – зависимость восприятия от имеющихся в памяти сведений об окружающем мире. Человек видит какие-либо предметы и сравнивает их с тем, что он уже воспринял и осмыслил. Это происходит в доли секунды. Если в памяти нет похожих образов, он стремится исследовать новое и узнать его название.
Принципы восприятия
Принципы этого психического процесса были сформулированы группой гештальтпсихологов во главе с М. Вертгеймером:
- Принцип близости: близкие элементы пространства воспринимаются вместе, в сознании они объединяются в группу. Например, светлые пятна на фото распознаются как изображение луны.
- Принцип непрерывности: отдельные элементы человек часто связывает в непрерывную последовательность. Так, если на рисунке изображены точки, расположенные одна за одной, мы увидим линии.
- Принцип сходства: похожие предметы воспринимаются совместно. Так, на этом рисунке клеточки розового цвета в нашем сознании отражаются как бантик.
- Принцип замыкания. Люди могут опознать объект, даже если в нем чего-то не хватает: цветок без лепестка не станет просто кругом или набором фигур.
- Принцип простоты: сложные объекты воспринимаются как совокупность простых. Фигура похожа на треугольник, круг и прямоугольник, наложенные друг на друга, а не на цельный многоугольник.
- Фон-фигура: более яркой для нас будет фигура, а фон менее заметен, хотя он тоже может быть значимым.
Факторы, влияющие на восприятие нами предметов
Внешние факторы – характеристики объектов в поле зрения:
- интенсивность;
- размер;
- узнаваемость;
- контрастность;
- движимость.
Внутренние факторы – состояние человека:
- потребности;
- опыт;
- убеждения и установки;
- особенности характера;
- физическое состояние;
- индивидуальные эффекты восприятия.
Эффекты восприятия
Эффекты относятся к искажениям свойств воспринимаемых объектов и явлений:
- Проекция – способность человека приписывать достоинства тем, кто ему нравится, а недостатки – неприятным для них личностям. Например, некрасивые люди кажутся плохими и часто обвиняются во всех бедах.
- Ореол – формирование образа незнакомого человека по слухам, которые о нем ходят. Так, учителя часто ставят хорошие оценки тем, кто получил их раньше, даже если этот ученик ответил посредственно.
- Первичность (эффект новизны): люди отдают предпочтение данным, полученным первыми, если узнают о новом объекте противоречивые сведения. Если речь идет о старом знакомом, мы ,наоборот, считаем верными свежую информацию.
- Физиогномичная редукция – способность людей судить о характере человека по его внешности. Даже в сказках добрые герои изображаются красивыми, а злые всегда имеют недостатки во внешнем облике.
Восприятие – сложный процесс, благодаря которому люди ориентируются во внешнем мире. Оно тесно связано с другими психическими процессами (волей, памятью, вниманием, мышлением).
Источник: