А ведь правда, есть дети, которые могут хоть недолго поиграть самостоятельно, которые охотно занимаются своими делами, общаются с другими детками на площадке, могут, в конце концов, спокойно посмотреть мультик БЕЗ мамы под рукой.
Неужели именно звуковой маме так сильно «везет» с ребенком, которому просто необходимо круглосуточное безраздельное внимание матери?
«…Давай играть, хочу на ручки, пошли гулять, нарисуй мне машинку, буду спать с тобой, хочу к тебе, мама, мама-мама, ма-а-ма-а!..» — и так весь день, нет, круглые сутки без перерыва.
Я не могу больше. Моя жизнь похожа на день сурка. Я безумно устала. Хочется бросить все и уехать куда глаза глядят. Нервы на пределе. Срываюсь на крик. Сын пугается, плачет, ничего не понимает. Потом мне ужасно стыдно, и мы с ним плачем вместе, а через некоторое время все повторяется снова.
Почему это происходит со мной? Что не так? Возможно, я плохая мать… я оказалась не готова к круглосуточному материнству. Я не могу дать ребенку столько внимания, сколько ему нужно.
Я постоянно с малышом, а мечтаю побыть одна. Погулять в тишине, послушать музыку, да просто выспаться, в конце концов! Муж постоянно на работе. В свой выходной хочет отдохнуть, это понятно. А у меня выходных не бывает…
Содержание
- Мама, которой тяжело
- Когда малыш не может «насытиться» мамой?
- Что делать? Решаем проблему системно
- Ребенок требует внимания: где взять силы для общения
- Как обеспечить ребенку достаточное внимание?
- Ребенок требует внимания — с чего начать?
- Что делать, если ребенок постоянно требует внимания
- Психологи: Желание ребенка привлечь внимание — признак эмоционального..
- Воспитание детей: что делать, если ребенок постоянно требует родительского внимания?
- Ребенок постоянно требует внимания: как реагировать на проказы
Мама, которой тяжело
Находиться постоянно с ребенком — это играть, гулять, защищать, развлекать, ухаживать, утешать, лечить, кормить, купать, укладывать, делать все всегда вместе и бесконечно разговаривать. Многим все это покажется не таким уж и тяжелым. Большинство мамочек на детских площадках чувствуют себя вполне счастливыми.
А есть другие мамы. Словно ушедшие в себя, задумчивые и отрешенные. Детский крик будто выдергивает их из мыслей. Чтобы ответить ребенку, она, кажется, делает над собой усилие. Просит не кричать так громко и сама говорит тихим голосом.
Это женщины со звуковым вектором. Да, им тяжело. Но не потому, что они плохие мамы, а потому, что им непонятно, что с ними происходит.
Данная от природы способность к сосредоточению не получает своей реализации, и происходит это по многим причинам. Декрет — перерыв в профессиональной деятельности.
Тишина, необходимая для работы мысли, и концентрация на процессе с маленьким ребенком на руках — несовместимые вещи.
И даже получая редкую возможность воспользоваться свободным временем, звуковая мама, без системного понимания происходящего, скорее решит выспаться, чем вспомнит про интеллектуальную деятельность или самопознание.
А звуковой вектор — это желание, стремление и способность думать. Это абстрактное мышление и умение рождать идеи, искать и находить ответы о причинах всего происходящего, создавать мыслеформы, востребованные другими. Это тяжелый умственный труд, который, тем не менее, способен приносить звуковику самое полноценное наслаждение. Ведь это и составляет смысл жизни обладателя звукового вектора.
- Львиная доля врожденных психологических свойств звуковой женщины после рождения ребенка остается невостребованной. Отсюда негативное внутреннее состояние, пустота, ощущение бессмысленности жизни и одинаковых, повторяющихся дней.
- На фоне этого — постоянное эмоциональное напряжение, ведь малыш требует общения, движения, внимания. А это сфера совсем других психологических свойств. Возникает ситуация, похожая на то, когда человек, страдающий от жажды, вынужден снова и снова грызть сухари. Ему нужно одно, а получает он совсем другое.
- И еще детский плач, крик, шумная возня. От невозможности побыть в тишине, от крика звуковая женщина буквально сходит с ума. В конце концов внутреннее напряжение выплескивается на самый беззащитный объект, который находится рядом с женщиной, но который поневоле стал для нее раздражителем, — ее малыша.
Когда малыш не может «насытиться» мамой?
- А ведь правда, есть дети, которые могут хоть недолго поиграть самостоятельно, которые охотно занимаются своими делами, общаются с другими детками на площадке, могут, в конце концов, спокойно посмотреть мультик БЕЗ мамы под рукой.
- Неужели именно звуковой маме так сильно «везет» с ребенком, которому просто необходимо круглосуточное безраздельное внимание матери?
- Дело тут не в везении, а в природе развития детской психики.
Для полноценного развития врожденных психологических свойств ребенку необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое он может получить только от матери. Это внутреннее, подсознательное ощущение благополучия, спокойствия, умиротворения и абсолютной безопасности.
А получить его в полном объеме он может только в том случае, когда сама мама находится в уравновешенном состоянии, когда она не ощущает психологического напряжения, когда нет внутреннего негатива.
Состояние, а значит, и поведение ребенка напрямую зависит от состояния матери. Страдает мама — малыш недополучает нужного ему ощущения безопасности — страдает и проявляет свое внутреннее напряжение попытками «добрать» от мамы защищенности. Требует к себе внимания, стремится постоянно быть рядом, ловит взгляд, просится на руки, зовет и ищет маму каждый момент времени.
Ребенок не понимает и, конечно, не может объяснить, что с ним происходит. Он чувствует одно — ему не хватает мамы. Мама чувствует другое — ей не хватает свободы. Страдают оба.
Что делать? Решаем проблему системно
Понимая суть происходящего, вскрывая корень проблемы, можно найти выход из замкнутого круга.
Для мамы со звуковым вектором крайне важно понимать все, что происходит в собственной голове. Уже одно это понимание рождает облегчение. Самопознание для любого обладателя звукового вектора становится еще более актуальным знанием, нежели профессиональные навыки.
- Тренинг «Системно-векторная психология» дает полноценный комплекс знаний о собственной психологической природе. Все восемь векторов, в том числе и звуковой, формируют человеческую психику, отвечают за наши желания и способность воспринимать окружающий мир и возможности проявить себя в нем.
- Понимая свойства собственной психики, звуковая мама получает возможность вернуть себе внутреннее равновесие и тем самым нормализировать психологическое состояние малыша.
- К примеру, понимая важность физиологического и психологического отдыха, системная мама скорее поспит с малышом во время дневного сна, нежели перемоет посуду.
- Психологически подкованная звуковичка скорее выберет тихую прогулку с коляской и классикой в наушниках, нежели забег по магазинам.
- Редкий выходной грамотная мама потратит на интересную книгу, хорошее кино, поход в филармонию или библиотеку портала Системно-векторной психологии, а не генеральную уборку в квартире.
Наблюдая и понимая психологические свойства своего ребенка, внимательная мама осознает те направления, в которых стоит развивать малыша. Это дает умение выбрать именно те игрушки, которые будут интересны ребенку, купить именно те книги, которые станут развивать его в перспективном направлении, записать ребенка на те занятия, которые он будет посещать с удовольствием.
- Психологическое равновесие женщины, которое дает системное знание, тут же находит свое отражение в поведении ребенка. Получая ощущение защищенности и безопасности в достаточном объеме, малыш теряет необходимость и желание «висеть» на маме 24 часа в сутки.
- Нет, это не значит, что он сможет долго обходиться без мамы. Но вы получите гораздо больше свободного времени, нежели это было раньше. Ему уже достаточно будет того, что вы с ним в одной комнате.
- Он вполне будет способен поиграть самостоятельно, пока вы пьете чай.
- Со временем таких моментов будет все больше и больше, ведь малыш взрослеет, становится смелее, активнее познает мир, охотнее идет на контакт с окружающими.
- Перемены в детях не заставят себя ждать. О таких переменах говорят многие слушатели тренинга на странице отзывов. Не одна звуковая мама пришла на тренинг именно с проблемой взаимоотношений с ребенком и получила ответ на свой вопрос.
- Наблюдать развитие собственного ребенка и понимать механизмы становления растущей личности — что может быть более интересным для мамы со звуковым вектором?
Материнство может и должно быть счастливым для любой женщины! Не отказывайте себе в этом наслаждении. Возможно, вам понравится настолько, что вы решите стать мамой снова?..
Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/rebenok-postojanno-trebuet-vnimanija-gde-iskat-spasenija
Ребенок требует внимания: где взять силы для общения
Я постоянно провожу время с ребенком. Играем вместе, читаем книжки, выслушиваю его фантастические истории. Ни минуты покоя. Хочется заняться своими делами, но не получается. Ребенок снова требует внимания. Продолжает ходить по пятам, просит поиграть с ним еще! Что делать?
Сил нет уже к середине дня. Я раздражаюсь, перехожу на крик. Хочется сбежать куда-нибудь подальше от него!
Не понимаю, почему так происходит со мной? Почему ребенок требует постоянного внимания? Как найти решение и начать общаться с ним иначе? Без раздражения и усталости.
Как обеспечить ребенку достаточное внимание?
Все мы имеем свой жизненный опыт, свои взгляды на воспитание. Но порой заходим в тупик и не видим желаемого результата своих действий. Что делать и как быть дальше?
Понять скрытые мотивы поступков, реакцию детей на конкретное наше действие можно через понимание их психики. Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает различные особенности психики человека.
Дело в том, что каждый из нас имеет свой врожденный набор свойств, способностей, желаний, которые называются векторами. Всего их восемь. В наши дни человек наделен в среднем 3-5 векторами.Поэтому к каждому ребенку необходим свой подход.
Ребенок требует внимания — с чего начать?
Чтобы выстроить гармоничные отношения со своими детьми, нужно сделать следующее:
- определить психические особенности детей (определить вектора);
- обеспечить чувство защищенности и безопасности детям;
- разобраться в собственных желаниях, чтобы обеспечить себе комфортное ощущение от жизни.
Применяя системные знания в обычной жизни, можно с точностью до 100% определить психические особенности своих детей. Узнать, чего они хотят на самом деле, какие у них истинные желания, как с ними правильно взаимодействовать.
Любой маме под силу пройти все эти шаги. Наградой станет приятное времяпрепровождение с ребенком.
Итак, начнем по порядку:
- Как понять психические особенности — распознать истинные желания ребенка?
К примеру, шустрый и подвижный от природы малыш всегда имеет стремление к движению. Ребенку с кожным вектором трудно усидеть на одном месте. Малыш может быстро переключаться с одной игры на другую. Если не видит прямой выгоды в том, чем занимается, интерес к этому предмету или действию быстро пропадает.
Неторопливому и последовательному родителю такой малыш может показаться неусидчивым. Словно юла — за ним глаз да глаз, чтобы не натворил чего-нибудь или не навредил себе. Он будет раздражать своей излишней активностью и несерьезным отношением к делу. Правильное взаимодействие с таким малышом научит его соблюдать правила, не нарушая границ дозволенного.
Секреты воспитания такого шустрика читаем тут.
Неторопливый маленький человечек, наоборот, может раздражать основательностью и медленной реакцией. Его трудно порой увлечь чем-то новым, потому что любые изменения и новшества для него сильный стресс. Будет упрям и непреклонен, если вы потребуете от него выполнения несвойственных для него задач. Например, быть более быстрым, шустрым.
- А вот упорство позволит добиваться больших успехов, доводить начатое дело до конца, делать все качественно и основательно. Нужен только верный подход.
- Мама для него — значимый авторитет. Ребенок может требовать постоянного внимания с целью достичь похвалы и одобрения своим поступкам в ее глазах.
- Подробнее о воспитании, тонкостях общения с таким малышом читайте тут.
- Ребенок со зрительным вектором постоянно будет требовать внимания мамы, если ему будет его не хватать в должном объеме. Может плакать по пустякам. Такого не оставишь ни на минуту — начнет рыдать. Придется с ним проводить много времени бок о бок.
- Впечатлительный и общительный от природы, он стремится к обмену своими эмоциями с другими людьми. Мама — как раз тот человек, который может это обеспечить. С детства восхищаясь красотой окружающего мира, он постепенно открывает для себя все уровни своего зрительного восприятия.
Тут важно развивать его чувственную эмоциональную составляющую правильно. Направлять его эмоции наружу через сострадание к другим людям. Так можно справиться с различными фобиями, страхом темноты, которые свойственны такому ребенку.
Ведь это одна из причин, по которой ребенок требует постоянного внимания.
Узнать еще больше информации о том, как развивать малыша со зрительным вектором правильно, читаем тут и тут.
2. Как влияет чувство защищенности и безопасности на состояние ребенка
Мама — главный человек в жизни любого ребенка. Она сохраняет ему жизнь, обеспечивает всем необходимым, пока он учится это делать сам. Чувствуя любовь и защиту, малыш имеет возможность ощущать себя счастливым, а значит, будет развиваться правильно, совершенствуя свои врожденные способности и умения.
Нехватка этого чувства заставляет ребенка требовать постоянного внимания от матери. И наоборот, чувствуя себя в безопасности, ребенок становится спокойнее и уже без слез и истерик отпускает маму — к примеру, в детском саду.
- О том, как обеспечить ребенка этим чувством, читаем тут.
- 3. Состояние мамы напрямую влияет на поведение ребенка
- Одной из причин непослушания, девиантного поведения ребенка может быть негативное самоощущение мамы.
Ребенок требует внимания, может плохо себя вести, если мама находится в плохих состояниях. Дети, как градусники, ощущают состояние матери: когда ей плохо, нет радости от жизни, когда она ощущает безысходность, усталость, различные фобии, страх перед будущим — скрыть это от малыша невозможно.
Отдельный момент — состояние звукового вектора. Женщина со звуковым вектором в плохих состояниях не понимает, что происходит с ней. Она холодна и неприступна.
- Ей хочется лишь тишины и покоя, сосредоточения на своих собственных мыслях, а ребенок требует внимания и заботы. Все это привносит в ее жизнь тяжесть, еще большее непонимание себя. Ей кажется, что быть мамой — не для нее.
- Она пытается отстраниться от самых любимых людей, даже от своего ребенка.
- Все это может привести к глубокой депрессии.
- Для такой женщины осознание своей природы дает возможность вернуть себе комфортное самоощущение. Раскрывая шаг за шагом себя, свой смысл жизни, она научается использовать свое время во благо себе и своему ребенку!
- Можно выделить себе свободное время для уединения, сосредоточения на важных аспектах жизни. Все это позволит ей ощущать желания ребенка еще более точно.
- Используя системные знания, звуковая мама может найти ответы на глубокие внутренние вопросы, ощутить удовольствие от общения со своим ребенком. Тем самым обеспечивая ему ту самую защиту, давая ему то необходимое чувство защищенности и безопасности. Поведение ребенка меняется тоже.
Возникает меньше желания требовать от мамы повышенного внимания и участия в его делах.
Если ваш ребенок все время требует постоянного внимания и вы хотите изменить это, то приглашаем вас на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология».
Источник: https://www.neobhodimo.com/un/1072-ir-rebenok-trebuet-vnimaniya-gde-vzyat-sily-dlya-obshcheniya
Что делать, если ребенок постоянно требует внимания
Количество времени, которое ребенок может провести самостоятельно, зависит от многих факторов: от возраста, характера, типа темперамента, от привычной модели отношения со взрослыми. Несмотря на различия, всем детям важно ощущать свою ценность и значимость в семье, чувствовать себя нужными, полезными, заметными. Австрийский психолог, профессор Рудольф Дрейкурс писал, что ребенок, постоянно требующий внимания, таким способом сообщает о своих проблемах, и тогда первый вопрос, который должны задать себе родители: а что мой ребенок пытается сказать мне своим поведением? Итак, о чем может свидетельствовать постоянное требование внимания и как с этим быть.
Некоторые родители уверены, что слово «нет» вредит формирующейся психике ребенка. Они считают, что дети, знающие, что могут получить все, чего хотят, многого добиваются в жизни. Как правило, такие родители впадают в крайность, а их ребенок не знает ни физических, ни психологических границ и, проще говоря, «садится на шею».
Что делать? Если ребенок требует внимания в тот момент, когда вы заняты, не стоит бросать свои дела, просто скажите: «Через 15 минут я освобожусь, и мы с тобой займемся тем, чем ты хочешь». После того как малыш подождал столько, сколько вы просили, постарайтесь не забыть поблагодарить его: «Спасибо, что подождал. Так чем же я могу тебе помочь?»
Ребенок, не уверенный в том, что сможет «достучаться» до родителей тогда, когда ему потребуется, пытается создать «запас» внимания. Вирджинии Сатир, американский психотерапевт, автор 5 книг, известная как «мать семейной терапии», писала: «Нам нужно 4 объятия в день для выживания, 8 объятий для поддержки и 12 – для роста».
Что делать? Договоритесь с ребенком, что 30 минут перед сном принадлежат только ему, или займитесь домашними делами вместе.
Общайтесь, слушайте рассказы о том, как прошел у ребенка день, о его проблемах и беспокойствах, о достижениях и победах.
Если ребенок не получает позитивного внимания в виде улыбки, объятия, совместной игры, тогда значимым становится любое внимание, в том числе, и негативное: крики, шлепки, ругань.
- Бывает так, что родители провоцируют у ребенка зависимость, от чего потом сами страдают. Иногда малыш играет, мама наблюдает за процессом, а затем говорит: «Неправильно, дай, я покажу!» В следующий раз ребенок усомнится в своих возможностях и будет бояться делать что-либо самостоятельно.
- Что делать? Сегодня делаем что-то вместе с ребенком, а завтра доверяем ему сделать это самостоятельно. Сейчас мы собираем паззл вместе, а завтра предлагаем ему собрать его самому, пока вы готовите обед. Не получается – не говорим: «Давай я сделаю за тебя», а мягко подсказываем, как можно сделать по-другому, чтобы ребенок не боялся ошибаться и не зависел от присутствия взрослого.
- Такие дети остро нуждаются во внимании и одобрении со стороны других людей. У них часто возникают сложности в общении со сверстниками, потому что они постоянно «перетягивают одеяло на себя». Этим детям важно любой ценой добиться внимания – например, хорошим поведением или вызывающими поступками.
Что делать? Если ребенок демонстративен от природы, помогите ему найти занятие, которое было бы непосредственно связано со всеобщим вниманием (например, актерское мастерство). Можно создать в доме уголок, куда будут вывешиваться плоды творчества ребенка. Поощряйте его за участие в различных конкурсах. Главное, чтобы деятельность ребенка приносила плоды в виде внимания и похвалы.
«Я обращу на тебя внимание и сделаю замечание, когда ты плохо себя ведешь, а если ты хорошо себя ведешь, тогда и внимание на тебя можно не обращать». В итоге ребенок делает вывод: «Меня замечают только в том случае, если я веду себя плохо».
Что делать? Ваша цель как родителя – научить ребенка получать от вас внимание без демонстрации вызывающего поведения. То есть мы даем ребенку подтверждение в любви, но не подкрепляем выбранного поведения. Как это сделать? Не заглядывайте в глаза малышу, когда он делает то, что вас не устраивает.
Не разговаривайте с ним. Сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Лучше всего погладить по спине или волосам. Он привык чувствовать так: «Если взрослые заняты мной, значит, они меня любят».
Важно дать крохе понять, что его любят даже тогда, когда взрослые занимаются своими делами.
Источник: https://deti.mail.ru/article/chto-delat-esli-rebenok-postoyanno-trebuet-vnimani/
Психологи: Желание ребенка привлечь внимание — признак эмоционального..
Но Дима, пока все вокруг хлопотали вокруг «нового приобретения», не выглядел счастливым и предложил… отпустить собаку обратно на улицу. Взрослые решили, что он просто испугался. Веселый и жизнерадостный пес быстро стал всеобщим любимцем. Но вскоре родители заметили, что при каждом удобном случае Дима старается побольнее дернуть фокстерьера за хвост. Хорошо еще, что собака все сносила, будто понимала, что перед ней маленький ребенок! Вместо того чтобы радоваться появлению лохматой «живой игрушки», малыш воспринял собаку как соперника, который отнимает у него часть родительской любви…
Четырехлетний Максим был покладистым и послушным ребенком. Но стоило родителям пригласить в дом гостей, и мальчика будто подменяли.
- Услышав звонок в дверь, он навешивал на себя все оружие из имеющегося игрушечного «арсенала», начинал целиться в гостей и кричать: «Ба-бах!» Родители старались обратить все в шутку, пытались удалить «воина» из комнаты или отвлечь игрушками — бесполезно.
- «Пальба» длилась весь вечер, мальчик практически не давал маме и папе возможности пообщаться с друзьями и родными. Он ни с кем не хотел делиться родительским вниманием…
- В обоих случаях дети испытывали сильную ревность. При этом внешние обстоятельства, которые вызвали ее к жизни, реакции детей, их поведение были совершенно различными. А вот внутренние причины — практически одинаковы. Ведь корни возникновения ревности лежат очень глубоко.
- Желание любым способом привлечь внимание к себе говорит о том, что у ребенка серьезные внутренние проблемы.
- Возможно, он испытывает дефицит общения и не уверен в себе: «Вдруг папа и мама увлекутся гостями (или собакой) настолько, что забудут обо мне? Надо напомнить о том, что я существую!» Если, несмотря на ваши просьбы и даже наказания, ребенок вновь и вновь совершает одни и те же проступки (например, кричит, не давая взрослым беседовать по телефону, упорно рисует на обоях), это может говорить именно о такой модели поведения. С «демонстративным» ребенком нужно много разговаривать, укрепляя его уверенность в себе, повышая самооценку.
- Зачастую малышам не хватает физического контакта с родителями, особенно в том случае, если их редко целуют и обнимают, стесняясь таким образом проявлять свою любовь. В итоге ребенок чувствует себя заброшенным и начинает добиваться внимания любыми способами.
Каким бы не было наказание, малыш в глубине души будет рад, что достиг своей цели — родители наконец вспомнили о нем! И физические наказания, и долгий, серьезный разговор «по душам» только закрепят выводы ребенка: «плохие» поступки — отличный повод для того, чтобы родители уделили ему время.
Что же делать в такой ситуации? Не забрасывать же все дела и закрывать двери дома наглухо, чтобы в итоге воспитать маленького эгоиста?
Прежде всего стоит установить в семье определенное расписание. Очень хорошо, если вы отведете конкретные часы для занятий с ребенком.
Тогда малыш будет твердо знать, что, например, в субботу днем он непременно рисует с мамой, утром в воскресенье идет с родителями в кафе, а вечером мастерит поделки с папой.
Это даст крохе ощущение незыблемости окружающего мира («Да, сейчас папа занят, но я знаю, что он меня любит. Сегодня вечером мы будем доделывать вместе кормушку для птиц»).
Помните, демонстративный ребенок считает, что лучше быть наказанным, чем остаться без внимания.
Поэтому, если уж вы его наказываете, используйте для этого один и тот же способ. Пусть кроха знает, что за плохое поведение его «всего лишь» поставят в угол или лишат сладкого, а сам поступок не вызовет особого интереса.
И наоборот, всякий раз, когда малыш делает что-то хорошо, не скупитесь на похвалы («Какой замечательный рисунок ты сделал! Как ты помог папе!»). Хвалите кроху громким голосом, глядя ему в глаза и улыбаясь.
Не забывайте хвалить и просто за хорошее поведение («Маша молодец, она сегодня совсем не капризничала!»).
Если ребенка все-таки приходится ругать, делайте это ровным и тихим голосом. Со временем он запомнит, что самая сильная эмоциональная реакция со стороны родителей связана именно с его хорошими поступками. А для того чтобы дать выход желанию демонстрировать себя другим, лучше всего
подойдет театральный кружо?
Тогда оно будет направлено в нужное русло, да и гостям в самом деле будет что показать!
Воскресная история
А вот еще один случай. В понедельник утром бесследно исчезают папины ключи от машины и мамина записная книжка. Пока родители осуществляли отчаянные поиски по всей квартире, шестилетний Славик спокойно играл в углу.
- Наконец пропавшие вещи обнаружились в его игрушечном домике, причем записная книжка была изорвана в клочья.
- Рассерженный папа уехал на работу, предварительно надавав сынишке шлепков, а мама села с малышом в детской и начала долгий и серьезный разговор:«Почему ты так поступил?»
- Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, надо постараться узнать, что же предшествовало ей? Оказывается, Славик с нетерпением ожидал воскресенья, чтобы, как было обещано, съездить с родителями за город.
- Но машина сломалась, и папа провел весь день за починкой. Мама в это время болтала с подругами по телефону. Славик решил, что, раз на него не обращают внимания, он сам восстановит гармонию и справедливость в семье.
- Тогда папа не сможет уходить в гараж, а мама звонить, и у обоих появится время с ним поиграть.
Перед нами пример деструктивной, то есть разрушающей, ревности. Чаще всего она возникает, если родители придерживаются суровых принципов воспитания и применяют физические наказания. Деструктивное чувство направлено на уничтожение самой причины ревности.
При этом ребенок может быть очень агрессивным — например, испортить вещь, что вызвала его зависть, побить другого малыша, которого похвалили в его присутствии.
Часто такие дети проявляют и аутоагрессию: в случае недовольства какой-либо ситуацией начинают бить себя, царапать, обкусывать губы.
Иногда приводят в полное замешательство взрослых, обращаясь к ним с просьбами вроде: «Мама, ударь меня, я плохой!» Если аутоагрессия проявляется неосознанно, малыш внезапно заболевает, причем болезнь будет иметь психологическую подоплеку.
- Обижаться на ребенка с деструктивным поведением бесполезно. Он всего лишь пытается своими методами исправить ситуацию и дать выход чувствам, названия которых еще не знает и не может высказать. Но они мучают его.
- Что же предпринять?
- Пусть у ребенка будет возможность выплеснуть эмоции. Выделите, к примеру, специальную «подушку для битья», которую малыш сможет лупить, когда захочет.
- Расскажите крохе историю об «одном знакомом мальчике», страдавшем в подобной ситуации, а потом понявшем, что переживал напрасно. Используйте и наши истории.
- При этом акцент стоит сделать на той стороне ситуации, которая выгодна для самого ребенка: «…тогда мальчик понял, что иметь дома собаку здорово. Ведь она может защищать его, как настоящий друг, с ней так весело играть в мяч.
У всех знакомых ребятишек собаки игрушечные, а у Димы — самая настоящая, и она его любит».
Дайте ребенку краски и бумагу и предложите нарисовать историю, которая его мучает. Выплеснув свои эмоции в рисунках, малыш почувствует облегчение.
Любовь без границ
Ревность почти неизбежный признак эмоционального неблагополучия, но причина ее не вовне, а внутри человека. Поэтому мудрым будет решение не идти на поводу у ребенка, а попробовать изменить его отношение к ситуации.
Например, малыш недоволен, что папа уходит чинить машину. Что ж, возьмите его с собой в гараж и дайте мелкие поручения. Кроха сердится на то, что мама не играет с ним, а готовит обед? Значит, стоит привлечь его к приготовлению еды.
Обижается, что родители часто гладят и хвалят кошку?
Дайте ему поручение наливать воду в кошачью миску, подчеркивая, как это важно, как вы ему доверяете и как благодарна ему будет кошка. Не оправдывайтесь перед ребенком («Прости, я сейчас очень занята»), не занимайте униженную позицию.
Лучше спокойно объясните ситуацию, иначе малыш решит, что вы и в самом деле виноваты. А главное — как можно чаще и искреннее напоминайте ему о своей любви. Повторяйте, что будете любить его при любых обстоятельствах.
Некоторые особенности в поведении малыша должны стать тревожным сигналом. Ребенка беспокоит все, что способно отвлечь от него внимание родителей. Он плохо переносит разлуку, пусть и недолгую. Не выносит критику даже в деликатной форме. Не прощает сам себе ошибок и неудач.
Источник: http://www.all-tests.ru/psihologi-zhelanie-rebenka-privlech-vnimanie.htm
Воспитание детей: что делать, если ребенок постоянно требует родительского внимания?
Множество молодых новоиспеченных родителей зачастую имеют немного идеалистические представления о том, как именно будут выстраиваться их взаимоотношения с крохой, но первое же столкновение с реальностью разобьет эти «мечты». Например, вопреки предположениям о том, что их новорожденный будет спокойным и неплаксивым, они рискуют в большинстве случаев столкнуться с тем, что ребенок постоянно требует внимания.
Родительская реакция на то, что ребенок постоянно требует внимание, может оказаться абсолютно различной — от попыток полного игнорирования детского плача до желания потакать отпрыску во всем, лишь бы не допустить его истерик.
Кто же из последователей столь полярных подходов в воспитании чад окажется более прав и какой линии поведения действительно стоит придерживаться матерям и отцам, чтобы не допустить отклонений в развитии малыша и в то же время не слишком избаловать его?
Однозначного, «универсального» ответа на подобные вопросы не существует, поскольку в каждом случае надо исходить из конкретных обстоятельств, прежде всего — учитывать конкретный возраст крохи.
Когда речь о младенце моложе года, молодым родителям некоторые сторонники «спартанского» воспитания нередко советуют прислушаться к рекомендациям небезызвестного доктора Спока.
- Мол, не следует бежать к крохе по первому же зову, иначе он непременно вырастет капризным и избалованным, — лучше дать чаду «проплакаться», не реагируя на его слезы, ведь они якобы представляют собою попытки манипуляции.
- Однако такой подход научно не обоснован и уж точно не полезен для развития личности ребенка, поскольку не учитывает особенностей психики новорожденных. Для недавно появившихся на свет крох плач — по сути, единственное средство коммуникации: с его помощью они сообщают окружающим о физическом (голод, жажда, холод и т.п.) или психологическом (отсутствие ласки) дискомфорте.
- Потребности малыша, о которых он заявляет подобным образом, естественны и нуждаются в удовлетворении; если же родители не будут спешить покормить, подмыть, взять на ручки кроху, вскоре он перестанет прислушиваться к требованиям организма, а это чревато торможением его развития.
- По наблюдениям педагогов, реже всего плачут детишки, находящиеся в домах малютки и прочих сиротских учреждениях, — но не потому, что они столь уж самостоятельные, а потому, что такие дети очень быстро осознают: их потребности удовлетворять никто не спешит, — и просто ожесточаются сердцем.
- Согласно заявлениям авторитетных специалистов по неонатальной психологии и педагогике, манипулировать взрослыми в младенческом возрасте малыш просто не способен в силу отсутствия у него манипулятивного мышления.
Зачатки последнего начинают появляться у ребенка уже ближе к 2,5-3 годам — когда наступает так называемый «кризис трехлетки»; до этого кроха плачет лишь потому, что действительно нуждается в каких-либо действиях со стороны взрослых.
Матерям (ведь именно они более всего времени проводят с новорожденными) стоит научиться различать оттенки плача малышей, ведь крики в случае, к примеру, когда чадо голодно или когда ему больно, немного отличаются по тональности.
Благодаря таким наблюдениям со временем можно будет приноровиться и предупреждать сильные истерики, а в некоторых случаях действительно не срываться к чаду по первому же зову: если он уже не совсем новорожденный, не голоден или не болен, то вполне подождет несколько минут.
- Ребятишки постарше (как минимум в двух-трехлетнем возрасте) также имеют свои потребности, но у них появляются и капризы, да и слова они в отличие от младенцев неплохо понимают.
- Взрослым следует изначально правильно выстраивать взаимоотношения с подрастающими чадами, для чего лучше всего создать некий свой не слишком сложных правил для семьи (включая систему наказаний и поощрений) и каждый раз напоминать об отдельных их пунктах отпрыскам.
- При этом важно не забывать: чтобы чадо поменьше капризничало, следует не просто удовлетворять его базовые потребности (в пище, защите и т.п.), но и хотя бы с полчаса в день уделять играм и беседам с ним. Родителям надо расспрашивать отпрыска, что случилось за день в садике/школе, и вообще быть в курсе различных значительных событий в его жизни.
- Тем, кому достался уж очень требовательный отпрыск, для совмещения ухода за ним и выполнения необходимых домашних обязанностей можно, к примеру, использовать слинг: сидящий в нем кроха, находясь близко к телу матери, будет поспокойнее, да покормить его будет значительно легче.
Потребность во внимании значимых взрослых естественна для любого ребенка, и ее не следует игнорировать ни в каком возрасте, особенно если малыш переживает определенный физический либо психологический дискомфорт. Важно помнить: зачастую чадо становится капризным и излишне плаксивым не из-за избытка внимания родителей, а ввиду как раз его нехватки — и такая ошибка нуждается в исправлении.
Источник: http://www.pinetka.com/deti/obuchenie-i-vospitanie/vospitanie-detey-chto-delat-esli-rebenok-postoyanno-trebuet-roditelskogo-vnimaniya.html
Ребенок постоянно требует внимания: как реагировать на проказы
Наблюдали ли вы однажды, как талантливо дети отвоевывают внимание? Выразительно восклицают «Ма-аам!», артистично повисают на руке и дергают-дергают-дергают родителя, который вдруг вздумал переброситься парой слов с соседкой.
А если маленький актер не разговаривает, а мама очень хочет пообщаться с тётей, то картина вырисовывается еще более живописная: ребенок вырывает руку и устраивает концерт для широкой аудитории с патетическим падением на пол.
Он получает то, чего добивался: мать обрывает беседу, поднимает и отчитывает его под любопытствующие взгляды публики, попутно извиняясь перед всеми. И так они «играют» каждый день.
Как правило, дети ─ мастера по привлечению внимания. Это чрезвычайно важный навык, без которого не выжить в обществе. Маленькие умельцы демонстрируют завидную изобретательность по части «приёмов ниже пояса». Топография такого поведения может быть любой.
Делают они это так же в разных целях: получить помощь, избежать требований и неприятных ситуаций, простимулировать взрослого купить вон гоночную машинку, как у Серёжи, или сходить погулять на любимую площадку.
А иногда ребенка привлекает сам факт того, что на их поведение реагируют: вот так спрячешься под кроватью мышонком, а папа носится в панике по всей квартире, попутно обивая пальцы о стулья. Поэтому так важно определить, является ли внимание взрослого конечным призом, на который охотится ребенок.
Если да, то речь пойдет об играх, которые порою приобретают крайне дурной характер. Перечислим часто встречающиеся примеры такого взаимодействия:
- побеги: ребенок вырывается и убегает в парке, няня ловит;
- физическая агрессия: ученик дергает за одежду или волосы, одноклассник вскрикивает;
- речевая агрессия: подросток обзывается, мать плачет;
- самоповреждение: сын бьется головой о стену, отец обнимает и уговаривает перестать;
- деструктивное обращение с предметами: внук скидывает всё подряд на пол, бабушка хватается за сердце и бежит спасать гжель;
Однако далеко не всякое поведение, похожее на описанное, подкрепляется вниманием. Например, необычные стереотипные движения, встречающиеся при РАС, непременно привлекут к себе интерес со стороны прохожих, однако, чаще всего, ребенок машет руками и бормочет себе под нос просто потому, что ему это доставляет удовольствие.
Какие признаки подскажут нам, что, вероятнее всего, функция поведения ─ получение внимания?
- В ходе неприемлемых действий ребенок старается установить зрительный контакт, смотрит выжидательно в сторону другого человека или толпы;
- Каким-либо образом старается привлечь внимание взрослого перед тем, как совершить что-то запрещенное: зовет, дергает за одежду, кричит «Волки!» и т.п.;
- Если другой не реагирует нужным образом в ответ, ребенок повторяет свою попытку;
- Комментирует свои текущие нежелательные действия, напоминает о них: «Я ем твоё мороженое»;
- Сообщает о проказах, при которых другой человек не присутствовал;
- Пытается вовлечь в разговор о своих поступках: «Я пролил компот, мама, это плохо?»
Если же наблюдение за действиями ребёнка и изменениями в среде не даёт четкую картину, стоит организовать процедуру функционального анализа. Правильно установить ведущую функцию важно, так как это существенно повысит эффективность коррекции.
Кратко разберем, какие еще учесть аспекты при планировании вмешательства.
- Конкретизация внимания, которое подкрепляет проблемное поведение.
Ответьте на вопрос «Что для Маши желаемое внимание, а что нет?» Одному достаточно взгляда, второй предпочитает бурные овации, третий ─ гневные отповеди.
- Условия, при которых чаще происходит поведение.
Кто-то начинает творить безобразие в присутствии конкретных личностей или группы людей, ранее подкреплявших его поведение; другой ─ при наличии толпы зрителей (например, в классе или на улице); третий действует, когда хоть кто-нибудь находится поблизости и даже, когда никого нет, но ведется видеосъемка.
Влияние специфической ситуации на частоту нежелательного поведения описывается в литературе. Например, в исследовании Тэйлор и коллег (1993) сообщается, что не всякий дефицит внимания приводит к проблемному поведению. Авторы сравнивали два условия: «родитель разговаривает с другим взрослым» и «родитель разговаривает с другим ребенком».
В итоге, исследователи обнаружили, что их клиент плохо себя ведет только в первом случае.
- Характеристики поведения ребенка, а также как быстро он или она меняет условно лёгкие способы воздействия на более тяжелую артиллерию?
Частота, длительность и тяжесть поведения определят, какие методы вмешательства будут наиболее оптимальны. Так, вы не можете отворачиваться и не замечать, что ваш ребенок вот-вот выскочит под колёса грузовика.
- Уровень развития навыков общения и сотрудничества, социально-приемлемого поведенческого репертуара?
Обучен ли ребенок привлекать к себе внимание приемлемыми способами, сообщать о своих потребностях в доступной для понимания форме? Может ли самостоятельно занять себя некоторое время, умеет ли ждать?
- Возможности среды, где будет проводиться вмешательство.
Сценарий, который можно организовать дома, мало исполним в школе, где учитель просто не может физически уделить ребенку внимание в таком же объеме.
Когда поведение определено с точки зрения характеристик, функции и условий возникновения, наступает время для планирования. Ознакомимся с основными инструментами поведенческого анализа.
Обучение социально приемлемым способам привлечения внимания. Ребенок с дефицитом коммуникативных навыков просто не может вежливо попросить: «Покатай меня как лошадка». Он попробует вскарабкаться на спину взрослого со всеми вытекающими неудобствами.
Особенно, если раньше родитель только так догадывался о желаниях ребенка и именно тогда их удовлетворял. В таком случае целесообразно обучить просьбе в словесной, жестовой или визуальной форме (например, с использованием карточек).
При этом рекомендуется соблюдать правило: желаемая реакция подкрепляется намного более выраженно, чем нежелательная. Например, на крик коммуникативный партнер молча пожимает плечами, а на жест-просьбу взрослый реагирует мгновенно, радостно и длительно.
Итак, если ребенок не знаком с приемлемыми способами привлечения внимания, следует приступить к формированию этих навыков.
Игнорирование (гашение поведения с функцией привлечения внимание) означает ослабление поведения вследствие прекращения подкрепления.К сожалению, очень часто нам спешат выдать совет: «Просто делайте вид, что не замечаете, и ему надоест». Такая формулировка только вредит, когда речь ведется о гашении. Процедура обязательно требует тщательного планирования и подготовки персонала.
- Нельзя «не замечать» всё, что делает ребёнок: игнорируется исключительно четко очерченный круг нежелательных реакций;
- Надо понимать, что значит «игнорировать» в каждом конкретном случае. Отвернуться к стене? Продолжить заниматься текущим делом? Спокойным голосом дать обратную связь?
- Внезапное прекращение подкрепления может вызвать частые и более сильные нежелательные реакции («поведенческий взрыв»), игнорировать которые может быть довольно сложно. Этот этап иногда очень проблематично преодолеть, не подкрепив случайно еще более нежелательное поведение. Ребенок, который сначала выкидывал мусор из корзины, может в эту же корзину сесть, затем надеть на голову в качестве шлема и начать бегать по помещению с криками: «Смотри, я рыцарь, а ты злой дракон». «Дракону» потребуется немалая выдержка, чтобы не вступить в битву с юным драконоборцем.
Эффективным гашение будет, если:
- выявлены и перекрыты все источники подкрепления. Потребуется собрать данные о всех предшествующих событиях и последствиях, функционально связанных с поведением. Последнее может оказаться трудоёмким процессом;
- к вмешательству подключены значимые взрослые и сверстники;
- соблюдается неукоснительность применения. Этот аспект вызывает трудности у многих родственником и педагогов;
- сочетается с другими поведенческими методами (Rehfeldt & Chambers, 2003);
- ребёнка по возможности предупреждают, что его нежелательное поведение будет игнорироваться;
- продуман план на случай аффективных реакций ребенка в виде нецензурной лексики и прочих форм агрессии. Не всю агрессию следует игнорировать. Неподготовленность к резкому ухудшению ситуации скорее всего усугубит нежелательное поведение;
- организуется достаточное количество ситуаций, в которых практикуется процедура.
Существуют также факторы, негативно влияющие на успех процедуры:
- поведение ранее то подкреплялось, то игнорировалось. Иногда достаточно подкрепить 1-2 раза, чтобы перечеркнуть 20 ситуаций игнорирования;
- внимание обладает повышенной мотивационной силой. Иными словами, сложно побороть побеги, когда ничего более так не радует ребенка, как родитель, который с перекошенным лицом старается изо всех сил догнать непослушное дитя.
- длительная история подкрепления нежелательного поведения;
- если ребенок затрачивает минимум усилий на нежелательные реакции, его поведение будет ослабевать медленными темпами.
Гашение запрещено, когда:
- проблематичное поведение опасно для ребёнка и(ли) окружения, наносит вред имуществу;
- среда не позволяет контролировать подкрепляющие реакции окружающих (общественные места и т.п.);
- высока вероятность, что нежелательное поведение начнут повторять другие дети;
Кристально ясно, что этот метод допустим с учетом множества оговорок и в отношении сравнительно незначительных поведенческих проблем (нарушений дисциплины в классе, истерик, легких вариантов агрессии). Мало кто из специалистов использует гашение в чистом виде.
Действенная альтернатива гашению ─ различные виды дифференциального подкрепления. Смысл в том, чтобы подкреплять одни реакции и не подкреплять другие (нежелательные).Иными словами, мы не лишаем подкрепления ребенка (как это делается в чистом гашении), а перераспределяем его.
Мы не будем углубляться и описывать подробно все разновидности процедур, а приведем самый очевидный пример. Есть Даша, и Даша не говорит ни слова, но очень любит наблюдать за различными яркими выражениями на лицах других людей.
В этих целях девочка часто устраивает проказы: резко хлопает по спине брата, стаскивает скатерть со стола во время обеда, громко кричит по утрам.
Как быть? Применить дифференциальное подкрепление альтернативного поведения (DRA), позволяющее сформировать более приемлемые способы коммуникации у неговорящих детей с использованием PECS (карточки) и при этом снизить частоту примитивных проблематичных реакций (крик и прочее). Даша сможет просить своих членов семьи играть в весёлые эмоциональные игры, где она будет получать желаемое внимание, не причиняя никому дискомфорт.
Вы также можете воспользоваться методом необусловленного подкрепления (NCR). Его преимущества (Carr et al., 2000) ─ простота, доказанная в многочисленных исследованиях результативность и совместимость с другими процедурами (гашением, дифференциальным подкреплением, тайм-аутом и т.д.).
Известен случай, когда мать с помощью NCR справилась с деструктивным поведением четырех пятилетних дочерей (Hagopian et al., 1994). Применение почти не требует подготовки, только систематического подхода и контроля над доступом к подкрепляющим стимулам.
Когда внимание значимого взрослого и есть этот самый стимул, всё упирается в вопрос самоорганизации с опорой на таймер.
Как это работает? Стимул известной мотивационной силы (внимание и иной вид положительного подкрепления) предоставляется с постоянным или переменным интервалом независимо от поведения: проще говоря, прозвучал сигнал ─ вы подошли к ребенку и предложили ему покататься на качелях или приготовить вместе какао. Суть метода в разрушении обусловленности «нежелательное поведение → получение внимания как подкрепляющего последствия». Заодно насыщается потребность в социальном взаимодействии. Для того, чтобы NCR дал значимый и одновременно устойчивый эффект следует:
- подобрать подкрепляющие стимулы нужного качества и количества, отслеживая их актуальность: например, Васю достаточно похвалить тремя словами, Пете же требуется ласка и две минуты совместной игры или беседы.
- определить режим подкрепления достаточной плотности (стандарт ─ это «каждые пять минут»);
- подключить гашение (не предоставлять внимания в ответ на нежелательное поведение);
- по мере прогресса проредить режим подкрепления до естественного.
Таким образом, NCR может служить как средством профилактики проблемных форм поведения, так и способом снизить уровень уже существующих проявлений.
Тайм-аут (отстранение от подкрепления) подразумевает лишение возможности получать подкрепление в течение определенного времени сразу после нежелательного поведения. При некоторых условиях это в будущем снизит частоту неприемлемых реакций.
Например, если Вася принимается в песочнице крушить куличики соседей, мать решительно собирает игрушки и уводит сына с детской площадки на пять минут. В зарубежных школах часто применяют разновидность тайм-аута ─ запланированное игнорирование.
Это прекращение всякого социального контакта до завершения поведенческого эпизода: с провинившимся не разговаривают, не играют и не смотрят в его сторону. Метод тайм-аута считается достаточно доступным, эффективным и отлично сочетающимся с другими способами коррекции.
Однако стоит четко спланировать, что именно предшествует отстранению, происходит во время него и после его завершения. Также не рекомендуется отстранять ребенка на слишком длительное время (более пятнадцати минут). Прежде чем воспользоваться этим методом, ознакомьтесь с ним более подробно, изучив литературу, и по возможности запросите консультацию у компетентного специалиста.
Когда ребенок подкрадывается сзади и пытается нанести вам удар палкой по голове, разумнее вовремя остановить его и изъять палку, чем позволить ударить себя. Блокировка реакций предполагает, что взрослый физически препятствует ребенку осуществить поведение, уделяя минимум внимания.
- Например, педагог заслоняется зонтиком, когда ученик с первой парты плюется. При этом рекомендуется сохранять спокойное выражение лица, не поддерживать зрительный контакт и ограничиться минимальным набором слов или же блокировать реакцию молча.
- К этой мере прибегают тогда, когда поведение нельзя игнорировать (при самоповреждении, выраженной физической агрессии и любом опасном для жизни и здоровья поведении). Это вариант действий при экстремальном развитии событий: блокировка предотвращает нежелательные последствия, однако её обычно недостаточно для коррекции поведения.
- Эффективность метода зависит от того, является ли сопутствующий физический контакт подкрепляющим стимулом или нет. Очень важно обучиться осуществлять блокирование максимально безопасно и надёжно.
- Жетонные системы особенно удобны, когда затруднительно часто уделять внимание в большом объеме (например, вы многодетный родитель, учитель в классе или воспитатель в группе).
- Способность жетонной системы изменить поведение многократно описывалось (Kehle & Janson, 2001).
Вы подкрепляете определенные виды поведения (например, поднимать руку на уроке или вежливо обращаться с просьбой), выдавая жетоны или баллы, собрав которые ребенок сможет получить отсроченное подкрепление: совместный поход в кафе или дополнительное время на батуте.
Подытожим. Какой бы деструктивной игра ни была, взрослый почти всегда в состоянии положить ей конец. Для этого необходимо:
- быть готовым уделить ребенку время, по расписанию и вне его.
- отказаться от бесполезных форм воздействий: бесчисленные устные замечания, крик, уговоры, угрозы и так далее.
- перенаправить внимание с «плохого» на «хорошее».
- оценить ситуацию, составить план и следовать намеченному до достижения устойчивого результата.
- проводить профилактические меры, регулярно обучая ребенка навыкам сотрудничества и коммуникации.
Источник: https://proaba.ru/attention-seeking-behaviors/
Источник: