Добрый день, читатели моего блога с вами Татьяна Сухих! Сегодня разбираем проблему: обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре. Ну, когда же тема эта закончится, наверное, думают многие из вас. Взяла я на свою голову тему для самообразования «Сюжетно ролевая игра в детском саду»…
Но это я кокетничаю, на самом деле, нисколько не жалею об этом. Сама поражаюсь, насколько данный вопрос оказался интересным, многогранным. А какие темы выбираете вы для самообучения? Расскажете о своем опыте!
- Мы, педагоги, постоянно учим чему-то воспитанников, но вот только одни умеют сделать обучение интересным, а другие превращают этот процесс в настоящую пытку для ребят.
- Как обучать сюжетно-ролевой игре правильно, чтобы малыш полюбил творческие игры навсегда?
Мы все с вами знаем, что особую роль в успешном развитии ролевых забав играет обстановка, атрибуты. Кстати, могу поделиться наводкой на хорошее электронное пособие об игровом пространстве.
Есть классный компакт-диск, на котором есть вся информация о творческих мероприятиях с дошкольниками, включая сценарии занятий по тематике народных обрядов, традиций. Правда, полезная штука для педагогов-дошкольников, методистов.
Но вернусь к главному на сегодня вопросу: обучение сюжетно-ролевой игре в детском саду. Чтобы процесс постижения ребятами премудростей ролевых забав проходил естественно, важно понимать, что для каждого возраста характерны свои возможности. Не нужно торопить события и привлекать деток младшей группы к сложным игровым занятиям. Это отобьет охоту у них играть вообще.
Содержание
- Каковы особенности сюжетно организованных мероприятий у дошкольников разных возрастных групп?
- Сюжетно-ролевая игра – лучший способ обучения детей?
- Осуждала ли доктор Монтессори сюжетно-ролевые игры
- Наука о детстве
- Но ведь дети по природе своей обладают богатым воображением, не правда ли?
- Сюжетно-ролевые игры
- Существует три основных вида игровой деятельности:
- Определение сюжетно-ролевой игры
- Когда дети начинают играть в ролевые игры?
- Как выглядит сюжетно-ролевая игра у детей от года до двух?
- Сюжетно-ролевые игры после 2-х лет
- Игры усложняются
- Предложите детям интересные сюжеты
- Сюжетно-ролевые игры важны для развития малышей
- Волшебный Сад Детства
- Методика организации сюжетно-ролевой игры | Методические разработки | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей
- Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
- Консультация (младшая группа) на тему: Обучение сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста | Социальная сеть работников образования
Каковы особенности сюжетно организованных мероприятий у дошкольников разных возрастных групп?
Как известно, младшая группа только постигает принципы ролевых забав, используя минимум атрибутов и простейшие, многократно повторяющиеся действия. Чем старше ребенок становится, тем должен быть сложнее сюжет, больше предметов.
- Например, рассмотрим простейшую детскую забаву в доктора.
- Младшие детки, воображая себя врачами, измеряют температуру куклам, заглядывали в горлышко.
- Если детям уже делали прививки или уколы, они могут повторить эти манипуляции на игрушках.
- Все, большего от этой возрастной группы требовать не стоит.
Средняя группа уже использует больше атрибутов, может назвать свои действия, а также обозначить простой сюжет.
С возрастом, а также получением новых знаний, впечатлений, опыта, дети воплощают это все в ролевых забавах.
Появляются разные специалисты – терапевт, хирург, используется много инструментов, можем делать анализ крови, воображать операционную, стоматологический кабинет и так до бесконечности.
Итак, как обучать сюжетной игре воспитанников детских садов, зная особенности каждого возраста?
Для успешного вовлечения ребят в процесс, воспитателю нужно обеспечить две вещи:
- Правильную предметно-игровую среду, которая вызывает у деток желание придумывать сюжетные забавы. Игрушки, поделки, атрибуты должны быть яркими, эстетичными, безопасными.
- Постоянное, систематическое вовлечение малышей в ролевые мероприятия, а не от случая к случаю. Это настолько же важно, как научить читать, писать.
Посмотрим, как обучать ролевой игре конкретно. Рекомендуется проводить этот процесс с каждым ребенком отдельно в утренние либо вечерние часы, когда детей в группе мало. Всего 10 минут достаточно. Если вы не поленитесь и охватите таким образом всех ребят, то первый этап, считайте, пройден.
Подходим к малышу и предлагаем поиграть в шофера, например, при этом отводим ему главную роль. Либо заметив, что ребенок увлекся чем-то сам, просто подключаемся к процессу, разворачивая диалог, сюжет, добавляем новых персонажей.
Поверьте, лучшего способа, как просто обучать сюжетно-ролевой игре всех детей, чем индивидуальное занятие, нееет. Если, все же, нет возможности забавляться с каждым отдельно, старайтесь привлекать в совместный процесс не более 3- деток.
Обучение ребят сюжетно-ролевой классической игре в средней группе, а также старшей подразумевает, что начальный этап пройден.
Теперь важно обогащать игровой опыт воспитанников, предлагая новые варианты уже привычных забав. Например, к игре в шофера добавляем полицейского, светофоры, пешеходов.
В этой возрастной группе вопрос, как правильно обучать простой сюжетно-ролевой игре младших дошкольников, стоит не так остро.
Воспитатель занимается индивидуально лишь с детками, которые не могут в силу разных причин включаться в общие забавы, не постигли возможности ролевых игр, стесняются или являются аутсайдерами в коллективе. С остальными ребятами воспитатель работает, используя все известные приемы, методы, которые способствуют расширению игрового опыта детей, мотивируют к самоорганизации, творчеству, фантазированию.
Источник: https://metodbv.ru/kak-obuchit-detej-syuzhetno-rolevoj-igre/
Сюжетно-ролевая игра – лучший способ обучения детей?
Несколько дней назад на ресурсе «Yahoo! Вопросы» я прочла просьбу одного родителя, рассказать ему о преимуществах Монтессори-образования. Один из полученных ответов отражает опасение, с которым сталкиваются многие Монтессори-педагоги и родители:
«Дети лучше всего учатся играя, а метод Монтессори не предоставляет возможности для сюжетно-ролевых игр – в домик, доктора, пожарного, школу, – где дети тренируют навыки общения и решения проблем, которые пригодятся во всей их дальнейшей жизни». Но является ли сюжетно-ролевая игра лучшим способом обучения ребёнка?
Какое-то время я думала над ответом этого человека, и, поскольку это правда, что большинство школ Монтессори не включают сюжетно-ролевые игры в повседневное расписание, я поняла, что не могу согласиться с мнением, что «игры понарошку» лучше всего развивают навыки общения и решения проблем. Давайте рассмотрим это утверждение поближе.
Осуждала ли доктор Монтессори сюжетно-ролевые игры
Метод Монтессори призывает педагогов обучать детей с опорой на реальность, а не на фантазию. Понимать правду о причине и следствии – это то, что данный метод пытается привить ученикам.
Доктор Монтессори была убеждена, что детям не на пользу искусственные игры, сказки и надуманные истории. Вместо этого, она признавала в детях сильную внутреннюю потребность заниматься реальной работой и реальной деятельностью.
Каждый человек уже с раннего детства стремиться задействовать весь потенциал, чтобы получить одобрение и признание от человеческого сообщества.
Нет ничего, абсолютно ничего плохого в игре в домик или воображаемом путешествии в Южную Америку. В детстве я всё это делала, и мои дети занимаются этим сегодня.
Чтобы всё это не создавало у вас впечатление суровости оригинальной программы Монтессори, помните, что и в Монтессори-классах дети играют на крышах, в садах, танцуют и поют вместе.
Представьте себе ребёнка, который получает огромное удовольствие в том месте, где жизнь и учёба встречаются естественным путём, поскольку ответственные взрослые заботливо подготовили такое пространство.
Мария Монтессори верила в радость.
Дети счастливы в Монтессори-классах, и они даже не задумываются о том, что знают их учителя – всё, что они делают, выглядит как игра, но с полезной целью.
Итак, в то время как в традиционном детском саду проводят много времени за игрой в куклы, домик, продуктовый или зоомагазин, ученики Монтессори имеют возможность приготовить настоящую еду, подмести пол, сделать покупки в супермаркете и позаботиться о питомцах в классе. Вместо того, чтобы ребёнок получал послание, что единственная подходящая для него деятельность – это выдуманная, дети Монтессори уверенны в том, что они вполне готовы к участию в реальных жизненных делах.
В процессе обучения реальным жизненным навыкам и общению с другими детьми в классе Монтессори-ребёнок учится ясно выражать свои мысли, сотрудничать и сопереживать. Не нужно создавать «воображаемую» ситуацию для того, чтобы дети научились этим вполне реальным навыкам.
Наука о детстве
Пожалуйста, не забывайте, что доктор Монтессори была учёным. Что меня в ней больше всего восхищает – Монтессори не позволяла своим ранее сложившимся мнениям заглушать наблюдения.
Когда она открывала первый Casa de Bambini, она не предполагала, что дети предпочтут реальную деятельность сюжетно-ролевой игре.
И в результате наблюдений она поняла, что дети хотят выполнять настоящие домашние дела, а не просто играть в домик, они хотят изучать флору и фауну Южной Америки, а не представлять, что они её посещают.
Нет ничего, абсолютно ничего плохого в игре в домик или воображаемом путешествии в Южную Америку. В детстве я всё это делала, и мои дети занимаются этим сегодня.
Я пытаюсь ответить вот на какие вопросы: как дети учатся лучше всего? Учат ли они так же много в сюжетно-ролевых играх, как хотелось бы нас уверить традиционной педагогике? И единственный ли это путь стать изобретательным и одарённым богатым воображением?
По моему опыту, дети Монтессори более изобретательные и одарены более богатым воображением, чем дети в традиционной системе образования. Как такое может быть? Я думаю, это благодаря их широчайшему кругозору.
Они прочитали больше книг, обладают более богатым словарным запасом и, естественно, очень независимы и компетентны. Они знают, где найти информацию, если потребуется.
Всё это в совокупности даёт им прочную базу для постройки того, что они решают создать или придумать.
Но ведь дети по природе своей обладают богатым воображением, не правда ли?
Совершенно верно. Воображение – это дар, ставящий человека на особое место. У нас есть дар представлять себе что-то несуществующее – песни, стихи, рассказы, здания. Как впечатляюще! Величайшие авторы, художники, гуманитарии, архитекторы и композиторы мира используют воображение, чтобы обогатить жизнь человечества на протяжении веков.
Я считаю, что вопрос сюжетно-ролевых игр не должен путаться с тем, надо ли отговаривать детей проявлять изобретательность.
Учтите следующее: когда люди критикуют систему Монтессори в этой области, они путают понятия «сюжетно-ролевая игра» и «воображение и изобретательность».
Сюжетно-ролевая игра – лишь малая часть этих больших направлений развития человечества, и воображение и изобретательность могут воспитываться многими другими способами.
Чтобы всё это не создавало у вас впечатление суровости оригинальной программы Монтессори, помните, что и в Монтессори-классах дети играют на крышах, в садах, танцуют и поют вместе.
Давайте проведём небольшое сравнение: скажем, что традиционный детский сад и класс Монтессори для детей от трёх до шести лет решили изучать бабочек. Оба класса могут начать день с детской книги о бабочках. Традиционный класс может спеть песню о бабочках, и класс Монтессори – тоже.
На этом сходство заканчивается. В обычном классе дети могут сделать крылья бабочки и затем полетать с ними по классу. В школе Монтессори дети могут сделать какие-то условные карточки и изучить части бабочки или её жизненный цикл. Затем они могут сделать копию изображения бабочки и сделать собственный буклет о её частях.
Скажите, какой из классов выучил о бабочках больше? По-моему, Монтессори. А позже вы можете увидеть некоторых учеников Монтессори, бегающих по площадке, воображая, что они бабочки.
Никто не будет их останавливать, в этом нет ничего дурного. Но основная цель ежедневных занятий была изучить бабочек, а сюжетно-ролевые игры не всегда дают конкретные знания, которые желают юные ученики.
Это больше опыт и информация.
Все люди рождаются со «встроенной» креативностью! Даже если бы метод Монтессори стремился задавить детскую изобретательность, что на самом деле не так, я не верю, что он сумел бы.
Вопрос, который мы должны задать, – будет ли учебное время детей проведено наилучшим образом в усвоении реальных задач или лишь в их имитации? Настаиваю, что лучше всего использовать время в классе на то, чтобы дети приобретали навыки практической жизни.
Если ребёнок научится хорошо отличать реальность от вымысла, то творческие игры вполне могут стать приятной частью его свободного времени, при этом не путаясь с жизненными задачами.
Источник: https://mchildren.ru/children-playing-game/
Сюжетно-ролевые игры
Игры были и будут всегда, и они принципиально не меняются — меняются только игрушки.
Роль игры в жизни каждого ребёнка огромна. Игры были и будут всегда, и они принципиально не меняются — меняются только игрушки.
Если вам кажется, что игры — это просто развлечение и бессмысленное времяпрепровождение — это вовсе не так.
В процессе любой, даже самой незамысловатой игры, ребёнок учится анализировать, размышлять; развивает своё воображение, внимание, память и ещё получает много пользы для своего развития.
Существует три основных вида игровой деятельности:
- индивидуально-предметная (у самых маленьких, от 0 до 2-х лет);
- предметно-подражательная (появляется на втором году);
- сюжетно-ролевая.
Вот о последнем виде игр мы сегодня и поговорим.
Определение сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевые игры — это те игры, в которых дети «примеряют» на себя разные роли, передавая их особенности, характеры, действуя по заданному сюжету или придумывая его на ходу.
Это своеобразное театральное представление, в котором дети вживаются в определённые роли и ведут себя подобно заданному персонажу в соответствии со своим, детским видением каждой роли.
Когда дети начинают играть в ролевые игры?
Сюжетно-ролевые игры появляются в жизни ребёнка лишь тогда, когда он уже сможет пользоваться предметами не только по их непосредственному назначению, но и по игровому сюжету.
Обычно до 2-х лет малыши могут играть в ролевые игры только со взрослыми. Поэтому в первую ролевую игру с ребёнком должны сыграть именно родители.
В процессе у детей появляются желание повторить ваши действия, вести себя так же, как вы, а позже этот опыт будет перенесён на взаимодействие с детьми или другими взрослыми.
Как выглядит сюжетно-ролевая игра у детей от года до двух?
С самого начала игра именно так и происходит: вы показываете, малыш — копирует. Познакомьте его с разными предметами и покажите, что с ними делать.
Вот кукла (первый игровой предмет), её можно побаюкать (игровое действие), уложить в кроватку (появляется еще один игровой предмет и следующее действие), укрыть одеялом (новый предмет и действие), покормить (много новых предметов).
Вот машинка, её можно покатать на верёвочке, усадить туда мишку и насыпать стройматериалы (ими служат детали конструктора), потом отвезти их по назначению и выгрузить и построить домик (новые предметы и действия).
Уже очень скоро дети делают всё, что делаете вы: варят, пылесосят, стирают, гладят, ремонтируют. Чуть позже они со знанием дела будут обыгрывать знакомые ситуации: «поход по магазинам», «посещение доктора» и т. д., проецируя взрослую жизнь на себя посредством игры.
Пока это не совсем полноценная игра — в ней нет диалога, это лишь начало игровой деятельности вашего малыша.
Сюжетно-ролевые игры после 2-х лет
Диалог двух или нескольких действующих лиц добавится в игру позже, примерно с 2-х-2,5 лет.
Если вы к этому времени потратите достаточно времени и усилий, чтобы научить малыша играть в сюжетные игры со своими игрушками, тогда ребёнок сможет проводить часы наедине со своими «сокровищами» (кстати, ими могут быть не только игрушки, но и предметы домашней утвари), общаясь с ними и придумывая разные сюжеты.
Откуда берутся сюжеты? Конечно же, из жизни! Постепенно сюжетные линии усложняются, объединяя несколько ситуаций.
Например, вы выбрали сюжетом выезд на пикник. Пусть малыш сначала соберёт всё необходимое в сумку: удочки, провизию, соберет всех зайчиков и слоников, которых он пригласит с собой, сядет в личный транспорт, а по прибытии на место — распакует поклажу, высадит друзей и займётся рыбалкой, игрой в мячик или чем-нибудь ещё.
Игры усложняются
Когда дети уже играют вместе, каждую новую игру они начинают с устных договорённостей о её правилах — так они приобретают первые навыки делового общения.
А уже к 4-м годам малыши воспроизводят не только обыденные ситуации, но и добавляют в игры сказочные, кино- и мультипликационные сюжеты и персонажей. И даже в этот период нельзя пускать детские забавы на самотёк.
Нужно подкидывать малышу новые идеи для игр, иначе он может перестать проявлять самостоятельность и остановиться в развитии.
Понаблюдав со стороны за сюжетно-ролевыми играми нескольких детей, можно составить общее впечатление об уровне их развития и о том, насколько у каждого из них развито воображение и творческое мышление.
Предложите детям интересные сюжеты
- Знакомство с куклами. Всех кукол усаживают на диван. Мама приходит с новой куклой и обращается к сидящим на диване, вызывая любопытство дочки: «Здравствуйте, куколки. Как дела? Я вам принесла новую подружку, куклу Машу. Давайте познакомимся с ней». Далее происходит знакомство с чаепитием. Кукол рассаживают, угощают.При этом можно вести разговор от имени кукол, просить ребёнка сделать разные действия: пересадить куклу Веру на другое место, угостить куклу Лену, задать вопросы: «Кто пьёт чай?», «У кого жёлтая чашка?». В процессе игры девочка запоминает имена своих кукол (а иногда и придумывает сама).Кстати, мальчикам поиграть в такую игру тоже будет полезно (если у вас не найдётся достаточного количества кукол, используйте мягкие игрушки).
- Игры с машинками. Можно сказать малышу, играющему с машиной: «Смотри, как она у тебя запылилась! По-моему, её пора вымыть. Машинка тоже любит быть чистой и опрятной». Затем дайте крохе влажную мочалочку.Пусть протрёт стёкла, дверцы, колёса, чтобы машина засияла. Так в вашем доме вырастет будущий заботливый водитель. А вообще главная машина, которая должна быть в автопарке малыша — это большой самосвал. С ней можно придумать огромное количество сюжетных игр. Во-первых, она незаменима как дома, так и в песочнице и на пляже.В нее можно усаживать пассажиров, загружать и выгружать любые грузы, перевозить по разным маршрутам — в общем, крайне необходимая вещь в малышовом хозяйстве.
- Походы в магазин. Ситуация: у куклы не оказалось обуви.Мама: «Кукла Катя, почему у тебя ножки босые? Ты же простудишься! А где мама, почему она за тобой не смотрит? Анечка, это не твоя дочка без туфелек бегает? Пойдём-ка подберём ей что-нибудь в магазине».
Дальше вы берёте сумку, отправляетесь в «магазин», примеряете несколько пар (при этом называя цвета обуви, размеры и другие характеристики).
Потом не забываете поблагодарить за покупку, попрощаться с продавцом. То есть, в процессе всего одной игры ребёнок учится:
- правилам хорошего тона;
- заботе о близких;
- запоминает цвета и другие понятия.
Сюжетно-ролевые игры важны для развития малышей
Они прививают творческие, коммуникативные навыки, дают возможность примерять на себя разные роли, помогают вырасти вашим детям самостоятельными личностями, готовыми к преодолению любых жизненных ситуаций.
Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr20/pnobrsyuzhetno-rolevyenobr-igryp
Волшебный Сад Детства
Процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в целом и в игре, в частности, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребёнка в процессе обучения.
Активность и самостоятельность
На первых этапах формирования предметно-игровых и игровых действий большое значение имеет использование таких приёмов, как совместные действия ребёнка и взрослого, выполнение детьми действий по подражанию взрослому, по образцу демонстрируемому взрослым.
Словесная инструкция и действия детей по собственному замыслу используются на этапе закрепления и повторения формируемых действий.
Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей, что позволяет привлечь внимание, вызвать интерес к содержанию действия у каждого ребёнка, наладить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, постепенно перерастающий в сотрудничестве, которое становится необходимым условием развития ребёнка.
Сниженный темп обучения
Для того чтобы сформировать у ребёнка предметные, предметно-игровые, ролевые действия, требуется существенно больше времени, чем для ребёнка с нормальным интеллектуальным развитием. При этом увеличивается продолжительность каждого этапа формирования игровой деятельности. Степень снижения интеллекта детерминирует возможности овладения игровой деятельностью в дошкольном возрасте.
Замедленное формирование отдельных игровых действий приводит к тому, что ребёнку недостаточно одной обучающей игры.
Для того чтобы научиться, например, укладывать куклу спать или её умывать, необходимо 3-4 недели учебного времени, что значительно больше, чем в работе с нормально развивающими детьми. Соответственно и перечень сюжетов, который может быть использован в течение учебного года, очень небольшой.
Сюжеты в нём многократно повторяются, хотя образные игрушки применяются разные. Таким образом, ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии обучается переносу игровых действий с одной образной игрушки на другую.
Игровые действия, направленные на формирование представлений об играх и взаимодействиях детей с использованием образных игрушек, многократно повторяются и расширяются по следующим темам: «Кукла Аня пляшет, поёт», «Кукла Аня и медвежонок Даня», «У нас в гостях кукла Катя».
Структурная простота содержания
В процессе формирования игровой деятельности особое место занимает обучение детей игровым действиям. Любое действие состоит из ряда операций. Из-за нарушений аналитико-синтетической деятельности ребёнок с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно сделать этого не может.
Поэтому в процессе обучения любому действию необходимо выделить каждую операцию в цепочке, привлекаемая к ней его внимание, фиксируя её взглядом и совершая её со словесным подкреплением. Только многократное повторение такой процедуры позволит ребёнку понять смысл отдельных операций и запомнить порядок их выполнения.
Аналогичный подход используется и при формировании цепочек игровых действий (кормление куклы, умывание куклы, укладывание куклы спать и т.д.).
Повторность обучения
В связи с тем, что в процессе одного игрового занятия, не удаётся сформировать у детей то или иное игровое действие или цепочку действий, требуется проведение двух и более игр- занятий с одним и тем же содержанием. Поэтому в процессе обучающих игр необходимо использовать разнообразные игрушки, изменять условия выполнения действия.
- Повторность в обучении предполагает также обеспечение условий для переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые ситуации, на оперирование новым материалом.
- Пути обучения переносу следующие: использование разнообразных игрушек в процессе обучающих игр-занятий; самостоятельные игры детей в игровом уголке в других условиях, чем на занятиях, и с другим игровым оборудованием; игры детей дома с родителями; постепенное от года к году
- обогащение игрового опыта детей на основе одного и того же сюжета.
Источник: http://el-mikheeva.ru/napravl/metodika-obucheniya-syuzhetno-rolevoy-igre-doshkolnikov-s-problemami-intellektualnogo-razvitiya
Методика организации сюжетно-ролевой игры | Методические разработки | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей
Руководство сюжетно-ролевыми играми идет в основном в двух направлениях: развитие игровой деятельности и воспитание взаимоотношений детей в игре.
Воспитатель руководит играми с учетом уровня развития игровой деятельности исходя из таких показателей, как тематика игр, массовость участия в играх детей, отражение в играх взаимоотношений людей, предварительное планирование и организованное окончание игры и др.
Младшие дети нередко совсем не умеют играть.
Поэтому воспитатель пользуется приемами, направленными на обучение игровой деятельности: показывает различные игровые действия с игрушками; берет на себя в игре главную роль «врача», «парикмахера», «капитана», а потом передает ее детям; чтобы показать возможные варианты игровых ситуаций, проводит дидактические игры с куклой, мишкой, зайцем («У куклы день рождения», «Мишка простудился — его надо полечить» и т. п.).
Нередко дети не могут начать игру, затрудняются в выборе темы.
Педагог пользуется приемами, побуждающими детей к началу игры: предлагает детям игрушку, берет на себя главную роль в игре, старшим детям предлагает тему игры, организует совместное изготовление оборудования для игры (в ходе подготовки оборудования, которое продолжается иногда 1—2 недели, обсуждаются возможные сюжетные линии игры, различные игровые ситуации); началу игры служит предложение воспитателя соорудить постройку; воспитатель может также совместно с детьми организовать обсуждение плана предстоящей игры.
Чем младше дети, тем больше внимания уделяет педагог организации игры. Он помогает будущим участникам сговориться, во что они будут играть. Сговор на игру требует согласования замыслов, определения игровой обстановки (где играть, что использовать), распределения роли.
В сговоре закладываются основы взаимодействия детей, формируются умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого. Педагог, работающий в младшей группе, стимулирует и направляет игровое общение детей.
Предлагая малышу ту или иную игрушку, воспитатель спрашивает, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Этому способствует напоминание, как хорошо они играли вместе утром, как им было интересно.
Можно предложить объединиться двум играющим детям («Юля, ты такой вкусный обед приготовила! Пригласи Лизу с дочкой, угости их обедом»).
Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога — учить детей при сговоре на игру вспоминать что-то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем — вносить в игру.
Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт. Появляются новые сюжетные линии, варианты их развития, и значит, возникает потребность вводить дополнительные роли, а «постоянные» разыгрывать по-иному.
В результате спокойнее проходит распределение ролей: появляется возможность участия в игре в новой роли, становится привлекательнее прежняя роль с обновленным содержанием, можно соглашаться на нежеланную роль, потому что в следующей игре тебе дадут другую.
В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам.
Но здесь может проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети-«звезды», имеющие в глазах сверстников авторитет, высокий статус благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию.
В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу», в которой полнее проявятся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли можно ввести, другие сосредоточивают свое внимание на ее оснащении.
Приемы руководства сюжетно – ролевой игрой подразделяются на:
- Прямые, то есть непосредственное участие воспитателя в игре – в главной или второстепенной роли. Подбор игрушек, создание ситуации участия в сговоре детей, разъяснение, помощь, советы, предложение новой темы, наводящие вопросы, анализ игры.
- Косвенные приемы, то есть без непосредственного участия воспитателя в игре. Обогащение знаний детей об окружающем, впечатлений, расширение содержания, уточнение игровых действий, обновление игровых материалов.
- Примерное распределение сюжетно-ролевых игр по годам обучения
- Вторая младшая группа
- Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль — обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными — собака, кошка, курочка, лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж).
Примерный перечень тем для обыгрывания кукол (1-й год обучения): «У нас в гостях кукла Аня (Ваня)»; «Кукла хочет спать»; «Завтрак куклы Ани»; «День рождения медвежонка Дани»; «Прогулка малышей»; «У матрешки новоселье»; «Купание малышей-голышей»; «Стирка»; «Праздник елки»; «К нам в новый дом пришли матрешки»; «К нам в гости пришли матрешки»; «Оденем доченьку на прогулку»; «Аня проснулась (утро куклы)»; «Поездка в гости на автобусе» и т.п.
Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-животных: «Идем во двор к собачке в гости (собачья будка…)»; «Нам подарили котенка»; «Покормим нашу курочку с цыплятами»; «Покатаемся на лошадке»; «Прогулка в лес (знакомство со зверушками)» и т.п.
Март, апрель, май — обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус). Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-двигателей: «Привезем на грузовике кубики для постройки дома»; «Новоселье» (перевозка на грузовике мебели); «Покатаем зверюшек в поезде»; «Покатаем зверюшек в автобусе» и т.п.
- Средняя группа
- Октябрь — последовательное обыгрывание куклы.
- Ноябрь, декабрь — «Дочки-матери».
- Январь — «Автобус».
- Февраль — «Магазин игрушек».
Март — «Семья» (игры с куклой, поездки на автобусе, прогулки, посещение гостей и т.п.).
- Апрель — «Доктор» (прием врача в детском саду).
- Май — «Детский сад» (с использованием игры «Автобус» и «Семья»).
- Старшая группа
- Сентябрь, октябрь — «Магазин игрушек» и «Продуктовый магазин».
- Ноябрь — «Доктор».
- Декабрь — «Семья» и «Автобус» (объединение сюжетов).
- Январь — «Детский сад».
- Февраль — «Парикмахерская».
- Март — «Вызов врача на дом», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» (объединение сюжетов).
- Май — «Кукольный театр» (в игру входят инсценировки сказок).
- Июнь — «Зоопарк».
- Подготовительная группа
Сентябрь — «Магазин» (Универсам). Октябрь — «Поликлиника». Ноябрь — «Поликлиника» и «Аптека». Декабрь — «Вызов врача на дом», «Скорая помощь». Январь — «Детский сад». Февраль — «Моряки». Март — «Почта». Апрель — «Школа» и «Магазин школьных принадлежностей» (объединение сюжета). Май — «Зоопарк».
При организации сюжетно-ролевой игры воспитатель должен четко представлять содержание каждой роли и возможность выстраивания ролевых диалогов между детьми.
Источник: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/212
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Прежде всего нужно обогащать жизненный опыт ребенка, из которого он будет черпать сюжеты для своих игр. Привлекайте его внимание к занятиям взрослых, обсуждайте и комментируйте их (например «Бабушка готовит вкусную еду», «Мама укладывает ребенка спать», «Папа купает малыша, гуляет с ним» и пр.).
Помните, что первые игровые действия ребенка возникают из подражания действиям взрослого. Недостаточно просто купить малышу куклу и предметы ухода за ней. Очень долго действия с этими игрушками будут оставаться на уровне простых манипуляций.
Разыгрывайте перед ребенком небольшие сюжеты с куклами и животными, показывайте игровые действия сними. Например, посадите куклу на стульчик и обратитесь к ней: «Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот ложечка, давай я тебя покормлю кашкой».
Кормите куклу и разговаривайте с ней так же, как вы разговариваете со своим ребенком. Одновременно с этим вовлекайте малыша в свою игру: попросите покормить куклу, распределяйте с ним игровые действия. Можно сказать так: «Машенька, давай вместе покормим куклу. Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем вот из этой чашечки».
Постепенно вводите в игру новые персонажи и предметы (например, скажите: «Посмотри, киска сидит грустная, она тоже хочет кушать. Давай дадим ей молочка на блюдечке?»)
Постепенно расширяйте круг ситуаций, которые можно отображать в игре. Если ребенок еще совсем мал, эти ситуации будут разрозненными.
Малыш может долго катать куклу в коляске, или без конца причесывать ее, или купать в ванночке, застревая на одном и том же действии. Ваша задача – не прерывая игры ребенка, постараться разнообразить ее.
Если вы видите, что ребенок без конца кормит куклу, спросите у него: «Может быть куколке пора спать? Где ее кроватка?» тем самым вы подтолкнете малыша к новым игровым действиям.
Если вы сами инициируете совместную сюжетную игру, старайтесь организовать ее как целостную ситуацию, воспроизводящую последовательность нескольких реальных событий, а не как обучение ребенка отдельным игровым действиям. Маленькие дети еще не умеют планировать свою деятельность.
Их действия ситуативны и побуждаются теми предметами, которые попадаются им на глаза: увидел расческу – причесал куклу, увидел утюжок – начинает гладить все, что лежит на столе. Долгое время ребенка будет вполне устраивать такая игра.
Однако вы можете время от времени предлагать ему более сложные образцы игры, договариваясь с малышом о том, как вы будете играть, например: «Давай мы сначала сварим суп, потом покормим мишку, а потом положим его спать» или «Ляле пора купаться.
Давай помоем ее в ванночке, потом вытрем полотенцем, потом причешем, а потом погуляем с ней». Если малыш согласится так играть, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой договорились. Но ни в коем случае не требуйте от него неукоснительно следовать вашим указаниям.
Игра – это не занятие, а овладение сложными сюжетами далеко не сразу. Даже в младшем дошкольном возрасте игра не всегда разворачивается по предварительному плану и представляет собой цепочку разрозненных игровых действий.
Предлагая малышу поиграть, старайтесь сделать игру интересной для него, поэтому сами играйте с увлечением. Чаще вспоминайте свой детский игровой опыт, свои переживания во время игры. если малыш не умеет говорить, отвечайте за него. Со временем он начнет повторять ваши слова, произносить собственные.
Постепенно вводите в игру предметы-заместители, например используйте вместо ложки палочку, вместо хлеба – кубик, вместо яблочка – шарик и пр. это будет способствовать развитию воображения ребенка.
Поощряйте игровую инициативу ребенка. Если он приносит вам свои игрушки и просит поиграть с ним – обязательно выполните его просьбу.
Старайтесь соблюдать важное правило: не превращать игру в занятие. Избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребенка ненавязчиво, не прерывайте ее, а подключайтесь к ней в качестве равноправного партнера.
Если взрослые уделяют особое внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к двум годам у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре.
На третьем году жизни ребенка его игра становится более самостоятельной, разнообразной и богатой по содержанию. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ним.
Но пожалуй, главное достижение в игровой деятельности в этом возрасте – бурный рост воображения. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий.
Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года жизни уже способны придумывать их самостоятельно.
Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла; шарик – вместо яичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. так игра становится по – настоящему творческой.
Важное значение в процессе развития творческой игры играет речь, которая помогает ребенку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалоги с партнерами, планировать дальнейшие действия (разговаривать с куклами и животными, обращаться к ним с предложениями, хвалить, делать замечания, отвечать от их лица и пр.).
На протяжении всего раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию на себя роли в игре. Первоначально, подражая действиям взрослого, ребенок не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует как мама, врач или шофер.
Такая игра получила название «роль в действии». Однако к концу раннего возраста у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью.
Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером; куклу – дочкой или сыночком и пр.
Помогайте ребенку выстраивать порядок игровых действий в соответствии с их последовательностью в реальной жизни (например, сначала приготовить кукле еду, потом не забыть покормить ее, затем уложить спать и помыть посуду).
Источник: https://konkurs2016.ru/publikacii/doskolnoe/obucenie-detej-vtorogo-goda-zizni-suzetnoj-igre-i-detej-tretego-goda-zizni-suzetno-rolevoj-igre-rekomendacii-roditelam
Консультация (младшая группа) на тему: Обучение сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста | Социальная сеть работников образования
Игра — обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память), возникает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она – их мир, их бытие…
Игра дает ребенку возможность овладеть более широкой, непосредственно ему еще недоступной сферой предметной и социальной действительности, в которой действуют взрослые.
Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.
Игра возникает на рубеже раннего и дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с окружающими взрослыми, которые создают следующие предпосылки ролевой игры:
- использование ребенком в игре предметов- заместителей и называние их в соответствии с их игровым значением;
- овладение ребенком достаточно сложной организацией действий, в которых отражается логика действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей;
- овладение ребенком обобщенными действиями, которые отделены от конкретных предметов;
- наличие у ребенка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появление попыток назвать себя именем взрослого (мама, папа, шофёр и т.п.);
- приобретение ребенком относительной независимости от окружающих взрослых – носителей образных действий и проявление стремления самостоятельно действовать как они.
В структуре сюжетно-ролевой игры как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, тема, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал.
Для детей младшего возраста характерно то, что основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий.
Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами, направленные на соучастника игры (например, «кормление» детей мамой, воспитателем). Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя ее четкое соблюдение значения не имеет.
Роли не называются, и дети не называют себя именами людей, роли которых исполняют. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Дети играют по одиночке или рядом. Они охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна.
Стимулом ее возникновения иногда становится игрушка или предмет- заместитель, ранее использованный ребенком в игре.
В младшем дошкольном возрасте уже основное содержание игры составляют действия с предметами, причем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом.
Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Число действий увеличивается и выходит за пределы какого-либо одного вида. Нарушение последовательности действий фактически не принимается, но и не опротестовывается.
Правило уже может победить в конфликте с непосредственным желанием. Возникает первое взаимодействие между участниками при использовании общей игрушки или направленности действия. Объединения кратковременны, малочисленны (2-3 ребенка). Основные сюжеты- бытовые . Одна и та же игра многократно повторяется.
Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же- любимые.
В своей практической работе мы постарались выявить основные проблемы организации игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста. Результаты работы показали:
- из-за большого количества занятий, организационных мероприятий у детей недостаточно времени для игровой деятельности;
- используется ограниченное количество игр;
- воспитателям не хватает теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;
- в процессе наблюдения развитие сюжетной линии практически не происходит;
- игровые действия сводятся к простой манипуляции предметами, проигрыванию изо дня в день одного и того же сюжета;
- игра приобретает стимул лишь с появление новой игрушки;
- бытовые предметы в качестве воображаемых атрибутов дети использовать не могут.
Поэтому основное средство формирования игровой деятельности – обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми ребенок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры. Процесс обучения дошкольников строится с учетом основных положений:
- Построение процесса обучения игре на основе системы дидактических принципов;
- Общность содержания обучения игре- отражение жизнедеятельности окружающих (игры «Семья», «Магазин»);
- Комплексный характер обучения игре – формирование системы знаний о жизни людей, их взаимоотношениях, обогащение социального и эмоционального опыта детей;
- Использование различных форм организации, методов и приемов процесса обучения игре, обеспечивающих формирование знаний, умений и навыков;
- Организация развивающей среды –необходимое условие формирования игровой деятельности детей.
Тесное взаимодействие с семьей лежит в основе нашей работы. На родительских собраниях, практикумах мы рассказываем родителям о важности сюжетно-ролевых игр, проводим тренинги, учим родителей играть со своими детьми дома.
Большую помощь оказывают родители в обогащении развивающей среды группы.
Когда родители осознают важность детской игры, видят с каким желанием ребенок идет в группу, они легче идут на контакт, активнее сотрудничают с воспитателями.
Для изучения игровых условий ребенка в семье мы составили специальную анкету для родителей. В результате анкетирования было выявлено следующее:
- Игровая база в большинстве семей достаточно богата и разнообразна. Но только отдельные родители принимают участие в играх детей, а при покупке новой игрушки, как правило, не задумываются о ее педагогической ценности и значимости
- Немногие мамы и папы смогли придумать, как использовать в игре бросовый материал (пластмассовые бутылочки, шерстяные перчатки и др.)
- Взрослые хорошо помнят игры своего детства, но с собственными детьми большинство в них не играет.
- Оформляем специальные стенды, папки-передвижки, стенгазеты.
- Примерные темы:
- -Как организовать игровой уголок дома.
- -Малыш начинает играть.
- -Как обогащать игры детей.
- -Детская игра и развитие личности.
- -Может ли игра научить думать?
- -Лечение игрой
Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимали все рекомендации, помогали нам воспитывать детей в игре.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра, как зеркало, отображает окружающий мир, и дает стимул для познания его детьми, а следовательно, всесторонне развивает ребенка.
Мы считаем важным условием выполнения задач по организации и руководству с-р играми умелое руководство воспитателя и тесное взаимодействие с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/24/obuchenie-syuzhetno-rolevoy-igre-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta
Источник: