Развитие современной психологии началось с Рене Декарта, который выделил термин “сознание”. “Я мыслю, следовательно, существую” .Четкого определения сознания в настоящее время нет.
Мозг человека создает картину мира. Эта картина индивидуальна для каждого. Она выстраивается на переживаниях, среде, окружающих объектах и многом другом, но объять весь мир мозг не может. Создается безопасная картина или миф, в котором мозг, а следовательно, человек чувствует себя безопасно.
Используя эту данность, возникает манипуляция человеческим сознанием.
10.000 лет назад возникла письменность. Возникновение человеческой речи остается до сих пор загадкой из-за нехватки данных и фактов.
В 1866 году Парижское Лингвистическое общество даже запретило спор о происхождении речи, в связи невозможностью считать ни одну из гипотез достоверной.
В ХХ веке вновь возникает дискуссия о происхождении языка, но ни одна из теорий не имеет доказательств. Известно только, что язык появился 200-40 тысяч лет тому назад.
В 1946 году возникает термин “психолингвистика”. В 1953 году психолингвистика становится самостоятельной наукой. Происходит прорыв в современном мышлении, но, как писал М.Ландау: “Реальность не просто “переживается” или “отражается” в языке – она действительно создается языком”.
- Манипуляция
- Манипулятивные методы воздействия
- Знаковые системы в психологии
- Речь
- Запахи
- Образы
- Звуки
- Метод управленческого воздействия
- Метод убеждения
- Метод внушения
- Психологическое заражение
- Метод принуждения
- Метод поощрения
- Метод наказания
- Императивная стратегия
- Развивающая стратегия
- Развивающие методы
- НЛП. Нейролингвистическое программирование
Манипуляция
Manipulus (manus – рука + pie – наполнять)
Известный психолог и педагог Ковалев Александр Григорьевич ввел понятие психологических стратегий. Их три: императивная, манипулятивная и развивающая.
Философская основа манипулятивных действий – человек аморален, агрессивен, зол и деструктивен. В педагогике данная стратегия не применяется.
Манипулятивные методы воздействия
Манипулятивные методы воздействуют на подсознание, обходят психологический контроль и блокируют психологическую защиту.
При манипуляции интересы партнера не учитываются.
Применяется скрытое воздействие. Используются провокация, обман, намек, интрига.
Манипуляция – это выигрыш одной стороны.
Знаковые системы в психологии
Речь
Речь относится к знаковой системе. Служит для передачи знаний и коммуникаций между людьми.
Знаком может быть предмет или событие.
Делятся на вербальную и невербальную структуры.
К вербальной системе относится разговорный язык. Открытая система. Строится на социальной основе. Способна к развитию. К ней же относится система записи – письмо.
В невербальную систему входят: визуальные средства, звуковые, тактильные.
“Мы – рабы слов”, – сказал Карл Маркс.
Используя мир знаков, создаются желания, идеи, цели. С помощью знаков мозг выдергивают из безопасного шаблона, созданного им, вводят в заблуждение, вызывая панику, неуверенность, делая человека беззащитным и открытым для манипуляций.
В первобытном обществе людьми управляли жрецы, вожди, старейшины.
Их действия направлялись на организацию сознания людей. Через шаманов и жрецов происходило общение с духами и божествами.
Для удержания власти над соплеменниками применялись обряды, заклинания, ритуалы. С помощью обрядов, вызывающих сильнейшие переживания, людей вводили в транс, добиваясь выполнения нужных действий.
Подчинение человека происходит через чувства с использованием сказаний, песен, мифов.
Слова воздействуют на психику, не затрагивая аналитического мышления, вызывая веру во что-то.
Католическая церковь для удержания власти ввела инквизицию и тотальное подчинение людей церковным законам под страхом смерти.
Но развитие общества не стоит на месте. Люди отдаляются от природы. Слова постепенно теряют духовную силу, приобретая рациональный смысл. Это отметил писатель-фантаст Джордж Оруэлл в романе-антиутопии “1984”, назвав язык, созданный для подавления граждан “новоязом”.
Новояз используется в тоталитарных режимах, внося в сознание людей строжайшее подчинение диктатуре, отключая логику.
Язык рассматривается не только как речь, но и как цифра. Во всех культурах существует язык цифр. Его влияние на мозг человека огромно. Цифра буквально внедряется в мозг. Кажется, что язык цифр не может лгать. Зависимость от языка цифр обесценивает жизнь.
Запахи
Запахи относятся к знаковой системе. Создают картину мира. Связанные с сильной эмоцией, сохраняются в памяти.
Человек использует запахи для получения информации. Влияние запахов не осознается.
Запахи задействуют воображение, создавая образы и ощущения.
Пекари, зная об этом, оставляют двери пекарен и кафе открытыми для привлечения посетителей запахом свежей выпечки и кофе.
Запах, может выражаться словами, вызывая нужные ассоциации.
Образы
Людям свойственно думать образами. Этим активно пользуются манипуляторы, предлагая человеку информацию, часть которой ему известна, а часть.- закрыта. Закрытая часть информации выдается в виде намеков, заставляет додумывать информацию, даже если она ему вообще не знакома или он имеет в этой области поверхностные знания. Таким образом создается законченный образ. Данный образ принимается за реальность.
Происходит манипуляция чувствами, знаниями, мыслями и поведением.
Звуки
Звуки не влияют на разум, влияют только на чувства. Человек отзывчив к прекрасной музыке, чудесному голосу, тональным изменениям, благозвучности, эмоциональной окраске.
Звуки влияют на психологическую защиту, делают человека уязвимым для манипуляций.
Метод управленческого воздействия
Применяется в группах: “руководитель”, “подчиненный”. При использовании учитываются психологические особенности человека, его интеллект, воля, культура.
Метод убеждения
Строится на согласии человека с логикой оппонента и внедрении новых установок в сознание для достижения цели.
Убеждение применяется в воспитании. Требует много времени.
Метод эффективен в том случае, если человек, которого убеждают, понимает проблему, может ее логически оценить и сделать выбор.
Метод внушения
Основывается исключительно на вере. Не задействует логику.
При прямом общении с аудиторией дает обратную связь.
Дистанционное внушение не дает обратной связи. Происходит с помощью телевидения, печатных изданий.
Психологическое заражение
Это передача эмоционального состояния (паники, горя, радости, восторженности) от одних людей другим.
Метод принуждения
Насильственное воздействие на людей в виде угроз.
Метод поощрения
Поощрение оказывает позитивное влияние на человека, поднимает его самооценку, настраивает на дальнейший успех.
Метод наказания
Используют для корректировки поведения. Недопустимо физическое и моральное давление.
Наказание как метод нельзя применять к коллективу. Это может привести к объединению тех, кого наказывают.
Императивная стратегия
Направлена на контроль за поведением и установок. Используются в военных организациях, в экстремальных условиях, где человек не может принять мгновенное решение и подчиняется приказам.
Метод основан на неравенстве прав и обязанностей. Одни субъекты наделены властью, другие – нет. Используется в вертикали власти и судебной системе.
Развивающая стратегия
Ранее психология относилась к человеку как к пассивному объекту, способному только отражать воздействие. Со временем психологи изменили свое отношение к человеку, открыв его активность и умение избирательно отражать воздействие.
В результате вместо объектного подхода к человеческой природе появляется личностный подход. Стратегия воздействия меняется с экспериментальной на развивающую.
Психологическим условием для развивающей стратегии становится диалог.
В основе стратегии эмпатия, открытость, позитивное отношение к себе и к людям, выстраивание равноправных партнерских отношений.
Развивающие методы
К ним относятся тренинги, курсы, обучение, образовательные технологии.
Среди них: психологические, социологические направления, используемые для развития подходов в обучении человека, в педагогике.
НЛП. Нейролингвистическое программирование
НЛП – техника копирования поведения людей. Появилась в 1970 году в США. Отвергается научным сообществом за отсутствие подтвержденных экспериментов.
Философская база строится на вопросе: “почему это работает?” Для ответа на этот вопрос использовался опыт эффективного взаимодействия с клиентами трех успешных психотерапевтов.
Конструкция НЛП предполагает работать с людьми, используя буквально методы известных психотерапевтов.
Нейролингвистическое программирование называют еще моделированием успешности.
НЛП построено на манипуляции.
Конструкция НЛП может быть чуждой для манипулятора в силу его психологических особенностей. Для применения техники НЛП манипулятору надо включить те качества, которых у него может не быть. Его личность пострадает.
В настоящее время НЛП используется тренинговыми компаниями и в тренингах для персонала.
Психология продолжает развиваться и совершать открытия.
Российский психолог Ковалев А.Г. ввел понятие развивающей стратегии, считает, что в связи с осознанием сложности человеческой психики, следует отказываться от экспериментального принципа, приводящему к упрощенному взгляду на человека как на объект. По мнению Ковалева А.Г. следует переходить на принцип диалогической методологии психологического исследования.
Диалог – оптимальное решение в организации и управлении.
С переходом на диалогическую платформу сформируется новое мышление, гуманистическое воспитание, чувство ответственности за судьбы людей и мира.
Источник: