Каждого родителя очень беспокоит и волнует поведение своего ребенка в разные периоды его жизни. Кризисных моментов у детей достаточно много, но самый переломный период в жизни каждого ребенка наступает при достижении 7 лет.
Родители ждут, когда же их чадо пойдет в школу и станет совсем самостоятельным, когда ребенок узнает другую сторону жизни – школу, когда принесет первую пятерку.
Но для детского сознания эти жесткие изменения — нечто пугающее и неизведанное.
Содержание
- Что такое кризис 7 лет?
- Причины возникновения
- Продолжительность
- Как помочь ребенку преодолеть кризис
- Чего нельзя делать
- Кризис 7 лет у ребенка симптомы
- Симптомы кризиса семи лет
- Кризис 7 лет у детей
- Симптомы и причины кризиса 7 лет
- Как вести себя родителям в период кризиса 7 лет?
- Кризис 7 лет и младший школьный возраст
- Кризисный возраст у детей по годам 1, 3, 7, 11-14: рекомендации психолога родителям
- Критические периоды в воспитании детей и способы преодоления конфликтов
- Кризис первого года: таблица, видео Комаровского
- Кризис у ребенка 3 лет: таблица
- Кризис семи лет: таблица, видео с психологом
- Проблемы подросткового периода: таблица и видео
- Запрещать и разъяснять
- Рекомендации для родителей «Кризис 7 лет»
- Консультация по теме: Кризис 7 лет. Рекомендации для родителей
Что такое кризис 7 лет?
В возрасте 7 лет ребенок в первый раз идет в школу, узнает немного другую жизнь, о которой еще не знает. Он становится взрослее, на него ложатся определенные обязанности и новая ответственность.
Ведь школой этот период не ограничивается, от ребенка начинают требовать помощь по дому, занятия в дополнительных кружках.
Все это, непременно, ребенка пугает, он боится не справиться, начинает чувствовать себя не в своей тарелке.
Причины возникновения
Ребенок начинает вживаться в новую роль, теперь он не просто мальчик, у которого все мысли об играх и отдыхе, а ученик, в чьи обязанности входит быть прилежным, быть другом своим сверстникам. Теперь он является частью общества.
Чем обусловлено возникновение кризиса:
- Малыш стал взрослым, поведение становится осмысленным, и одного «хочу» недостаточно для исполнения его просьбы. Он понимает, что если ослушается, его будут ругать, поэтому если делает что-то запретное, то так, чтобы мама не узнала (он может взять конфету без спроса и скорее ее съесть, пока мама не видит).
- У ребенка формируется внутренний мир, в который он не впустит кого попало, он тщательно выбирает тех, кому можно доверять. Поэтому и родителям в этот период становится сложнее общаться со своим ребенком (он может рассказать свои страхи и опасения новому другу, но не сказать об этом маме).
- Ребенок контролирует свое поведение и поступки, но может и манипулировать близкими (придумывать отговорки, если не хочет что-либо делать, например, говорит, что болит живот).
- Ребенок уже научился делать полноценные выводы о себе на основе всех поступков и действий, что он совершал, может судить, какой он хороший или нехороший (если дети начинают его дразнить, то он не желает больше гулять с ними, считает, что он плохой и не достоин быть их другом).
- Ребенок начинает отличать правду от вымысла, это тоже играет большую роль в смене его отношения к окружающему (перестает верить в Деда Мороза).
- Ребенок видит взрослых, которые его окружают, все знают и умеют, и ему хочется быть похожим на них, быть малышом уже невыгодно (может разговаривать с друзьями, употребляя фразы из разговоров взрослых, хотя они совсем не уместны).
Продолжительность
- На этот вопрос нет однозначного ответа, многие родители очень мучаются в моменты кризиса, но детям еще сложнее, они не всегда понимают, почему они себя так ведут.
- Не нужно торопить события, все проходит и кризис в том числе, у каждого ребенка свой ритм, кризис может становиться незаметным, а потом и вовсе исчезать.
- Он может длиться несколько месяцев, а может и вплоть до 8 лет, главное не сдавайтесь, любите своего ребенка и никакой кризис вам не помешает.
Если кризис настал, его будет несложно определить по следующим симптомам.
Непослушание. Ребенок начинает кривляться, манерничать, становится неуправляемым, на все замечания делает вид, что совсем их не слышит, отрицает все, что просят или заставляют делать родители (не желает надевать шапку, заправлять постель).
Происходит это от осознания собственного «я» и от новой социальной роли.
Ребенок начинает демонстрировать свою взрослость, показывать, что он уже не маленький и игры его уже не интересуют. Он боится показаться маленьким в глазах взрослых (отказывается от любимых игр и игрушек).
Любые просьбы родителей либо не выполняет, либо выполняет, но спустя большое время, успевая покапризничать. Это объясняется тем, что он переосмысливает прошлую жизнь, и прошлые взаимоотношения с родителями на просьбу прибраться в своей комнате не отвечает, или выполняет, но через большое время.
Если ребенка критикуют, он это не принимает, не желает слушать, зато с нетерпением ждет похвалы. Причиной этому является формирование самооценки.
Ребенок часто хитрит, увиливает от действий, придумывает разные отговорки от выполнения своих прямых обязанностей (чтобы не ехать с родителями, придумывает боль в животе или головную боль).
Если раньше ребенок делал все спонтанно, то сейчас он начинает обдумывать свои действия
Ребенок начинает задавать много общих вопросов, т.е. таких, которые затрагивают политику, планету, происхождение жизни.
Это говорит о том, что он стремиться узнать много нового и интересного, пытается анализировать все то, что узнает.
У ребенка развивается самостоятельная деятельность, которой он с удовольствием занимается, и любой результат его всегда порадует (вязание, изготовление поделок, шитье).
Это говорит о том, что его мотивы меняются, и он хочет творить что-то ценное, что нужно не только ему, но и взрослым.
Как помочь ребенку преодолеть кризис
- Чтобы кризис прошел спокойно, без последствий для дальнейшего развития ребенка, нужно правильно уметь с ним справиться. Родителям нужно знать несколько несложных советов
- Еще перед школой начните его медленно подготавливать к другому образу жизни, начните вставать раньше, и, соответственно, ложиться тоже раньше, пробуйте общаться с ним, как с взрослым.
- Распишите весь день, составьте режим, соблюдайте его строго, уделяйте немного времени на занятия учебой, покажите ребенку, что это интересно.
- За какое-то время до школы познакомьте его с учителем, покажите ему школу, класс, где он будет учиться, ему будет легче и спокойнее, он будет чувствовать себя увереннее там, где он что-то уже знает и видел.
Составьте четкие правила и рамки для ребенка, чтобы он понимал, что на его плечи ложатся новые обязанности. Объясните ему, что такое быть взрослым, что можно делать, а что нельзя. Покажите ребенку, что все то, что легло на его плечи – это не наказание, а доверие, которое вы ему оказываете (мыть за собой посуду, заправлять кровать)
Не ограничивайте ребенка жесткими рамками, если вы сказали ему что-то сделать, пусть это будет не сразу, пусть сам к этому придет.
В конце концов, ко всему он приспособится.
Позвольте, чтобы ребенок видел, к чему ведут его поступки, чтобы смог понять, что больше не нужно так делать (получил двойку за невыполненное домашнее задание).
Хвалите ребенка за новые знакомства, за новых друзей, приглашайте их в гости, выезжайте вместе на природу.
При выполнении новых дел, играйте, пусть ребенок занимается вместе с игрушками, учит их читать, писать. Пусть учит родителей, пусть помогает им, чтобы он понимал, что все дела, которые он выполняет, кому-то нужны. Ведь ему сложно в один момент переключиться от игровой деятельности в учебную.
Чего нельзя делать
Конечно, кризис 7 лет необходимо преодолевать вместе, поддерживать ребенка во всем, помогать адаптироваться в новом мире, но есть и то, чего ни в коем случае нельзя делать в такой период.
Не надо при возникновении сложной ситуации переключать внимание вашего ребенка на что-то другое, сейчас проблемы нужно именно решать, чтобы их больше не возникало.
Нельзя обижаться на подражание ребенка учителю, он часто поступает так, как сказал ему учитель, наоборот, поддерживайте его в этом. Тем самым вы поможете быстрее преодолеть кризис.
- Не обсуждайте школу и ее сложности при своем ребенке, чтобы у него не возникало чувство страха трудностей.
- Не конфликтуйте с детьми, если они что-то не сделали, лучше будет, если вы объясните им, почему это нужно сделать, чтобы впредь таких разговоров не случалось.
- Семилетний возраст ребенка – это очень непростой период для всех членов семьи, у ребенка происходит смена всех стереотипов, представлений о мире и жизни.
- Его привычная деятельность меняется на более серьезную, требующую ответственности, это и влечет за собой кризис и все его последствия.
Станьте для ребенка другом, поддерживайте его во всех начинаниях, не ругайте его, чтобы он видел, что его любят и ценят.
Занимайтесь ребенком, возьмите отпуск на работе, будьте рядом с вашими детьми. Ведь главное в этой жизни – счастье и покой наших детей.
Источник: http://MamaLiza.com/zdorove/krizisy/semi-let.html
Кризис 7 лет у ребенка симптомы
Симптомы кризиса семи лет
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину), или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.
Ребенок начинает безо всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паясничают или гримасничают и раньше, чем забавляют себя и взрослых.
Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях.
Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.
Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.
Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности — недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Детская наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как внутри. По его внешнему поведению взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник.
Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет не самом деле.
Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредствуются представлениями и знаниями о том, «как надо».
В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой (1994).
По ее данным, на седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их.
Если раньше ребенок безо всяких проблем выполнял обычные режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляется непослушание, споры со взрослым, возражение по всяким поводам.
Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя раньше он это делал безо всяких возражений) и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей.
Например, в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его не делать этого, но он еще громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы матери, продолжает выкрикивать названия.
В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать какого-то конкретного члена семьи (например, отца) или стремиться к выполнению каких-то «взрослых» обязанностей.
Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, которое повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.
У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».
Как отмечает К. Н. Поливанова, все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети «перестают слышать» или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых. До определенного времени данные правила были нераздельной частью целостного отношения к близкому взрослому.
Но в конце дошкольного возраста эти правила становятся для ребенка воплощением обыденного, «детского», не им установленного способа жизни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и относиться к нему.
В первый момент отношение к правилу, заданному не им, а взрослым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него — нарушение. Это нарушение привычных правил является следствием их осознания и возникшего отношения к ним. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается.
Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию взрослого. Он опробует себя в привычной ситуацию через нарушение обыденных, привычных правил.
Однако отношение к привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в период кризиса семи лет.
Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемое» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода.
Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.
Кризис 7 лет у детей
В становлении каждой личности происходят кризисы. И хотя это слово носит оттенок негативизма, но в целом после кризисов ребенок взрослеет, он преодолевает очередной жизненный этап, при этом приобретая опыт, способность рассуждать и приспосабливаться к коллективу. Итак, подробнее о кризисе 7 лет и грамотном поведении родителей в этот период.
Симптомы и причины кризиса 7 лет
Этот кризисный период является скачком роста и переходом на высокий этап развития личности. Кризис 7 лет — это начало школьного обучения. Он характеризуется двумя главными изменениями в психологическом развитии ребенка:
- Он отделяет свою точку зрения и мнение других, становится способным к рассуждениям. Вместо привычки действовать импульсивно ребенок уже анализирует ситуацию перед тем, как совершить какие-либо действия.
- Изменения в социальной позиции. Это самолюбие и самооценка, обобщение чувств и требовательность к самому себе.
Внешние признаки начала кризиса семи лет — это утрата детской непосредственности и проявление странностей в поведении. Обычно оно становится нелепым и глупым. Дети превращаются в шутов, они нарочито вертятся и паясничают.
Родители должны знать, что дети начинают дублировать их отношение к школе.
Если родители негативно относятся к учебе, то и от ребенка вряд ли они дождутся интереса и ответственного отношения к новым обязанностям.
Когда родители постоянно нарекают на сложность программы, излишнюю требовательность учителей, то и ребенок будет рассуждать идентично и уже с первого класса сформирует у себя негативное отношение к учебе.
Важную роль в отношении к школе играет и сам учитель, его умение подобрать «ключик» к каждому ребенку и привить интерес к науке.
Авторитет учителя, помощь родителей, формирование ответственного отношения к новому жизненному этапу — обучению в школе — закладывается именно в этом возрасте.
Чем раньше родители будут приучать сына или дочку к новым обязанностям, тем проще им далее будет воспринимать правила социума.
Как вести себя родителям в период кризиса 7 лет?
Родители не должны переделывать ребенка и рисовать образ прилежного ребенка-отличника, схватывающего все налету. На самом деле даже умный и развитый ребенок может испытывать большие трудности в первом классе.
Так что не нужно делать из ребенка робота. Он будет уставать и капризничать, нехотя собираться в школу. И это нормально, потому что идеальных детей не существует.
Что касается оценок и школьной жизни, то в первом классе очень важно интересоваться делами ребенка, расспрашивать обо всех уроках и друзьях, занятиях на переменах, отношении учителя, трудностях и успехах.
Нелишним будет спросить, на кого похожа школьная учительница из сказочных героев. Расспросите и о том, какие ранцы и пеналы у школьных товарищей вашего сына или дочки. Общаясь на тему школы, вы можете рассказать ребенку о своих школьных воспоминаниях, успехах.
Это должны быть положительные воспоминания, приятные для вас.
В 7 лет у вашего сына или дочки формируется самооценка. И в силах родителей помочь сформировать ее высокой. Это должна быть вера в себя и свои силы, любовь к себе и желание учиться.
Родительские огорчения из-за детской неуспеваемости, работа над роками до полуночи, постоянная смена кружков в поисках интересного внешкольного занятия формирует у ребенка мнение, что любят его лишь тогда, когда он успешен.
А плохие оценки и трудности в школе он будет воспринимать как собственную слабость. У него сформируется низкая самооценка, порой даже боязнь школы и ее не восприятие.
Для ребенка важен не огромный багаж знаний и успеваемость, а принятие его полноценной личностью и в радости, и в трудностях. Если он этого не будет чувствовать, то и возникнут кривляния, поведение шута, глупые поступки как форма протеста против того, что в нем ценят только успешного ученика.
Кризис 7 лет и младший школьный возраст
В жизни человека — и ребенка, и взрослого — периодически случаются кризисы. Кризис – слово с негативным оттенком, но пугаться его не нужно. Это скачок роста и переход на новый, более высокий этап развития личности.
Кризис 7 лет связывают с моментом начала занятий в первом классе. Он связан с двумя основными изменениями в психическом развитии ребенка. Во-первых, ребенок больше не путает свою точку зрения и точку зрения других. Он становится способным к рассуждению. Вместо импульсивного поведения дошкольника ребенок 7-8 лет обычно анализирует всю ситуацию, перед тем как действовать.
Во-вторых, происходят изменения в социальной позиции ребенка. Возникает ряд сложных образований, это самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе.
Внешними признаками начала кризиса являются утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных «странностей». В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая–то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.
Какие основные моменты о кризисе 7 лет и следующем за ним возрастном этапе следует знать родителям?
Отношение ребенка к школе транслируется родителями. Если вы негативно относитесь к школе, не ждите восторгов и от ребенка. Паникуете? Относитесь к заданиям с раздражением? Сетуете, что программа такая сложная, а детей нынче «мучают», «все не так, как раньше»? Не удивляйтесь, что очень скоро ребенок будет рассуждать точно так же.
Уважительно отзывайтесь об учителях, не произносите что-то вроде: «Да там одни недоучки!», «Учителя ничего не понимают!». Очень важную роль в мотивации к предмету играет авторитет и личность учителя. Помогите учителю обучать вашего ребенка.
Чем раньше вы начнете приучать ребенка к требованиям учителя, школьным правилам, тем в дальнейшем ему будет проще принимать правила общества, в котором ему жить.
Разглядите за фантазиями реального человечка. Не пытайтесь переделать ребенка и подогнать его под некий идеальный образ.
Ребенок только сел за парту, а родитель уже буйно фантазирует, как чадо растет отличником, в голове рисуются идиллические картинки прилежного ребенка, который гениально схватывает все на лету, не устает, не болеет, не ленится, легко поступает в институт и получает красный диплом, а затем становится известным нобелевским лауреатом. Конечно, лавры достанутся и родителю – ведь это только благодаря вашему воспитанию вырос гений!
На самом же деле это один из мифов, от воспитания зависит многое, но далеко не все. Нормальный ребенок не может быть роботом и время от времени устает, капризничает, без фанатизма собирается в школу. Будьте ближе к реальности, ведь идеальных людей – как родителей, так и детей – не существует.
Интересоваться школьной жизнью или оценками?
Многие родители зацикливаются на оценках и стандартных общих вопросах: «Тебе понравилось в школе?» Важно интересоваться личностью ребенка, расспрашивать его о жизни, а не только «о деле». Спросите, с кем он подружился, во что они играли на перемене.
На кого похожа учительница из сказочных героев, с кем ребенок сидит, а какие пеналы у других детей. Расскажите что-то из своей школьной жизни, покажите свои фотографии. Лучше, если рассказ будет не с моралью и не вымышленный, а искренний рассказ о реальных событиях.
Внимательно слушайте и взаимно делитесь переживаниями.
Любите ребенка таким, какой он есть
В 7 лет у ребенка начинает формироваться самооценка. В ваших силах помочь ему сформировать высокую самооценку, любовь к себе, веру в свои силы – залог счастливой жизни. Если вы будете огорчаться из-за неуспеваемости, постоянно таскать ребенка в различные кружки, не давая ему отдыха, делать уроки до полуночи и т.п.
у ребенка может сложиться ощущение, что его будут любить только тогда, когда он получает хорошие оценки и хорошо себя ведет, словом, тогда, когда он успешен. Но любовь не может быть за что-то, она безусловна. Для ребенка важнее всего не многочисленный багаж знаний и хорошие оценки, а принятие его полностью – в минуты радости и горести, непослушания и кривляния, полное принятие.
Уверенность в том, что он любим всегда, вне зависимости от поведения и настроения.
Удачи вам в нелегком деле — воспитании здоровых и счастливых людей!
Источник: https://orebenkah.ru/simptomy-u-rebenka/krizis-7-let-u-rebenka-simptomy.html
Кризисный возраст у детей по годам 1, 3, 7, 11-14: рекомендации психолога родителям
Психологи считают, что воспитание детей проходит естественно и не требует долгого изучения профессиональной литературы. Ребенку в своем развитии необходимо чувствовать органичное существование в конкретной семье.
Мама, папа, сестры, братья и бабушки не должны демонстрировать, что они жертвуют своим временем и много лишаются из-за присутствия в их жизни малыша. Тогда будет легче с достоинством пережить критические периоды жизни ребенка, которые у каждого протекают по-своему.
Родителям надо знать, что кризисный возраст у ребенка пройдет, а что делать и как помочь своему чаду в этот период – смотрите в таблицах.
Критические периоды в воспитании детей и способы преодоления конфликтов
Выделяют 4 критических периода в воспитании ребенка:
- 1 год;
- 3 года;
- 7 лет;
- 11-13 лет.
Кризис первого года: таблица, видео Комаровского
К году малыш может произносить до 8-10 слов, он хорошо ходит, ползает и запросто передвигается по комнате. Несмотря на зависимость от взрослых, годовалый ребенок начинает проявлять свой характер — и в это время родители должны дать почувствовать малышу рамки дозволенного.
Не стоит слишком опекать кроху, в противном случае младенец будет всего бояться, что затормозит его физическое и психическое развитие. Мягко контролируйте, но предоставляйте допустимую свободу, чтобы уже в этом возрасте он понимал, как всё устроено вокруг и что родители ему доверяют.
Признаки
- Непослушание и упрямство. Карапуз уверен, что уже большой и может все делать сам. И когда взрослые ему что-то запрещают, он раздражается и отказывается подчиняться.
- Противоречивость в поведении. Грудничок сначала просит игрушку, затем ее выкидывает, или может обнимать кого-то, а через минуту бить или прогонять.
- Быстрая смена настроения. Малыш может быть недоволен практически всем. То, что раньше нравилось, сейчас может вызывать недовольство и агрессию.
- Обидчивость. Ребенок становится плаксивым и его сложно успокоить, т.к. непонятна причина слез.
- “Мамин хвостик”. Младенец боится потерять маму из поля зрения и устраивает истерики, когда она выходит из комнаты.
- Первые признаки ревности. Карапуз требует, чтобы за ним наблюдали и с ним играли, он активно требует к себе внимания.
Кризис первого года жизни ребенка | |
Название | Кризис 1 года |
Возраст | 12 – 18 месяцев |
Признаки | Аффективная реакция на непонимание взрослых, потребность в повышенном внимании, капризность, непослушание, обидчивость,желание сделать самому |
Причины | Увеличение возможностей, желание активно познавать окружающий мир, потребность в большей свободе, изучение рамок дозволенного,несоответствие “хочу” – “могу” |
Что делать родителям | Проявлять терпение и спокойствие, игнорировать манипуляции, соблюдать последовательность решений, уметь переключать внимание малыша, поддерживать инициативу, ненавязчиво контролировать,проявлять изобретательность, чувство юмора |
Кризис у ребенка 3 лет: таблица
С трехлетнего возраста детки начинают противопоставлять себя окружающим, проявляют интерес к сверстникам. Возникает необходимость как в общении со взрослыми, так и в обществе других малышей. Предоставьте это ребенку и с пониманием относитесь к изменениям в его поведении. Помогите крохе пережить этот сложный период без потерь.
Признаки
Кризис трехлетнего возраста может проявляться следующими признаками:
- Отрицание авторитета родителей;
- Негативный настрой на все изменения, предложения;
- Ревность к младшим братьям и сестрам;
- Появление неуважения к старшим;
- Попытки выделить свое «я» через строптивость и яркий негативизм.
У большинства младенцев этот этап жизни проходит спокойно. Проблемы часто возникают в семьях, где ребенок привык к ежеминутному родительскому вниманию, излишней опеке, вызывающей естественный бунт. Не стоит посвящать малышу все свое свободное время.
Грудничок нуждается в нем лишь первые три месяца жизни. После этого возраста родители должны начинать приучать детей к дисциплине.
Дайте понять ребенку, что он не нуждается в вас ежеминутно, что вы имеете право делать свои дела, отлучаться, но при этом ваша любовь к нему остается такой же крепкой и постоянной.
Самостоятельные дети, которые знают, что такое дисциплина, большего добиваются в жизни. Они с детства умеют себя занимать и чувствовать счастье в увлечении любимым хобби или общении с друзьями. Будьте тверды в своем поведении: если ребенок поймет, что его слезы разрушают запреты, он этим обязательно воспользуется в будущем — и не раз.
Кризис третьего года жизни ребенка | |
Название | Кризис 3 лет |
Возраст | 2 – 4 года |
Признаки | Упрямство, негативизм, непослушание, истерики,протест |
Причины | Осознания себя отдельной личностью, стремление к независимости |
Что делать родителям | Поощрять самостоятельность и хорошие поступки, избегать диктата и гиперопеки, искать компромисс,быть последовательным |
Социальное развитие ребенка 3 лет
Кризис семи лет: таблица, видео с психологом
Этот критический период в развитии ребенка может быть в промежутке от 6 до 8 лет, он связан с физиологическими изменениями организма и изменением его статуса: если еще вчера он был дошкольником, которому многое прощалось как маленькому, то сегодня – уже школьник, почти взрослый, от которого ждут ответственности. Вместе со статусом к нему переходят обязанности, к которым не каждый малыш готов. В то же время на смену интуитивному детскому “хочу” приходит уже осознанное “личное мнение”.
В семилетнем возрасте дети начинают осознавать свое «я» и видеть, насколько их внутренние ощущения расходятся с реальностью. Школьник меньше нуждается в родителях — используйте это время для того, чтобы расширить рамки свободы, но при этом сохранить контроль. Пусть первоклассник почувствует, что он теперь самостоятельный, но также он должен осознать ответственность за свои действия.
Если к 6 годам вы не привьете ребенку тягу к знаниям, хобби и саморазвитию, школьная адаптация будет сложной и продолжительной.
Важно! Помните о том, что родители — главный пример для своих детей. Если вы ругаете ребенка за разбросанные вещи, а сами швыряете свою одежду на пол, это вызовет недоверие и протест. Ребята в этом возрасте не понимают, почему взрослым позволительно больше, чем им.
Негативное отношение к школе и занятиям зачастую формируется именно в семье. Не говорите в отрицательном ключе при ребенке ни о школе, ни о учителях и сверстниках. Тогда дети будут с огромным желанием ходить на занятия и общаться с одноклассниками, даже не замечая каких-то естественных ссор и конфликтов.
Сверстники поругаются, даже подерутся, а через минуту уже общаются и делятся друг с другом игрушками. А вот родители могут из-за пустяка разругаться, оказывая потом нешуточное давление на своих чад. Ребенок не таит обиду долго, если не видит перед глазами пример такого поведения.
Проявляйте уместную отходчивость, и ваши дети тоже будут отходчивыми и незлобливыми.
Название | Кризис 7 лет или кризис школьного возраста |
Возраст | 6 – 8 лет |
Признаки | Заносчивость, конфликтность, негативизм, неадекватная самооценка,требование прав |
Причины | Переход из детского возраста во взрослый мир, смена статуса ребенка на школьника, появление социальной жизни,формирование собственного мнения |
Что делать родителям | Разговаривать как со взрослым, укреплять веру в себя, подавать позитивный личный пример, поддерживать тесный эмоциональный контакт, объяснить новые обязанности, расширить границы свобод,незаметно контролировать |
Проблемы подросткового периода: таблица и видео
Вступая в пубертатный возраст, подросток испытывает смешанные чувства: он еще очень зависим перед родителями, но изменения в психическом состоянии, гормональная перестройка и осознание своей внешней привлекательности заставляют его идти на противостояние по любому поводу. Подростковые изменения не должны быть для родителей неожиданными.
Если в вашем доме растет малыш, нужно понимать, что он будет взрослеть и становиться более независимым, не имея для этого ни знаний, ни материальной составляющей.
Важно не ущемлять достоинство подростка, но оказывать влияние на его поведение — влияние мягкое, не вызывающее эмоционального бунта внутри.
Это возможно лишь в одном случае — когда родители и ребенок с детства доверяют друг другу, не боятся признаваться в своих ошибках, просить прощение и искренне любить без оглядки.
Кризис подросткового возраста | |
Название | Кризис подросткового или переходного возраста |
Возраст | 11 – 14 лет |
Признаки | Повышенная возбудимость, несдержанность, равнодушие,перепады настроения |
Причины | Ускоренный рост и физическое развитие, гормональная перестройка организма, осознание половой принадлежности и появление сексуальности,желание самоутверждения |
Что делать родителям | Относиться с пониманием, разговаривать как со взрослым, объяснять свое мнение, не навязывая его, предлагать поддержку,соблюдать баланс между предоставлением дополнительной свободы и контролем |
Запрещать и разъяснять
Родители любят запрещать деткам, стремясь к беспрекословному подчинению. Но вспомните себя в осознанном возрасте (с 8-10 лет) — как вы относились к запретам? Нельзя просто сказать «нет», не объясняя, почему что-то запрещено делать.
Даже если у вас нет времени на долгие разговоры, скажите ребенку, что расскажете о причинах запрета чуть попозже, но только не отталкивайте его от себя. Детки на удивление имеют хорошую память.
Желание узнать причины отказа естественно: оно говорит о том, что маленький человек развивается в правильном направлении и не хочет подчиняться просто так, не убедившись в серьезности родительских опасений.
Воспитание ребенка включает в себя много важных аспектов. Не стоит слепо следовать инструкциям психологов или знакомых с богатым родительским опытом.
Не существует универсального подхода к воспитанию, потому что каждый ребенок уникален и требует индивидуальных решений возникающих проблем. В вопросах воспитания детей ориентируйтесь в первую очередь на собственные ощущения и детское поведение.
Когда есть любовь и нет места эгоизму, решения спорных ситуаций приходит сами собой. А во всех сложных конфликтах стоит прибегать к помощи грамотного детского психолога.
Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/psixicheskoe-razvitie-deti-doshkolnogo-vozrasta/krizisnyi-vozrast-u-detej-po-godam.html
Рекомендации для родителей «Кризис 7 лет»
Рекомендации родителям (кризис 7-ми лет)
- Все негативные симптомы кризиса 7 лет у ребенка связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований дома и в школе.
Слишком много в одночасье переходит в категорию «нужно делать», а у ребенка сразу же появляется бесконечное «не хочу – не буду».Корректно завуалируйте ваши «должен» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить.
Расскажите поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример такого поведения.
- В кризисные 7 лет ребенок уже может принимать решения, основываясь на личном опыте. В период очередного отказа не насилуйте его своим авторитетом – напомните как ему было холодно, когда он недостаточно хорошо оделся или как болел животик в прошлый раз от такого количества сладкого.
- Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его. В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением.
- Разрешайте вашему чаду расслабиться за любимой игрой, при этом повторяйте слова, заданные на дом. Или рисуйте буквы вместе цветными маркерами. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка.
- Особенностью кризиса 7 лет является непослушание. Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его.
Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым.
Во время кризиса 7 лет психологи рекомендуют общаться с ребенком на равных: задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
- В кризис семи лет ребенок хоть и взрослеет, но все же глубоко еще остается ребенком. Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом. Так вы смещаете авторитарную позицию с себя и сглаживаете «необходимость что-то делать» с помощью прочих факторов.
- Важная рекомендация во время кризиса ребенка в 7 лет: не относитесь к ребенку как к своей вещи. Да, вы его родили и вырастили, но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас.
- Самые сильные проявления симптомов кризиса 7 лет происходят именно из-за поведения родителей.
Когда все начинается, не считайте, что ситуация выходит из-под вашего контроля, и не думайте, что ваша «игрушка» сломалась. Не бросайте все силы, чтоб ее починить.
Вы должны справиться со своими родительскими чувствами и понять, что ребенку сейчас куда труднее вас. Вы рука об руку должны вместе пройти этот кризис 7 лет.
Ваша основная задача, как родителя, поддерживать и направлять ваше чадо в этот важный и не простой для вас обоих период.
Источник: https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-krizis-let-1401270.html
Консультация по теме: Кризис 7 лет. Рекомендации для родителей
Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет.
Развитие малыша происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных (летических) периодов, которые поочередно сменяют друг друга. Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста.
Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.
Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу. Обычно старшие дошкольники стремятся поскорее начать обучение в школе и всячески торопят этот момент.
Благодаря занятиям в детском саду, ознакомительным посещениям школы и общению с друзьями, которые уже стали школьниками и демонстрируют перед малышами свою
взрослость, дети к б—7 годам хорошо знакомы с особенностями и правилами школьной жизни. Ребенок понимает, что обучение в школе накладывает на него новые обязанности, но он готов выполнять их, поскольку ему хочется скорее почувствовать себя взрослым.
Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, через это он получает возможность почувствовать себя полноценным членом общества.
С приближением момента поступления в школу ребенок начинает воспринимать себя не просто как Таню или Сережу, у него появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни, то есть малыш впервые начинает осознавать свое общественное Я. Все это определяет появление у ребенка новой психологической характеристики — уважения к самому себе.
Однако некоторые дети не проявляют желания учиться в школе, не хотят уходить из детского сада, желая по-прежнему оставаться маленькими и беззащитными.
Почему же это происходит? С одной стороны, причиной этого явления может стать позиция взрослых, окружающих ребенка.
Ни для кого не секрет, что многие из нас недовольны сегодняшней жизнью и своим местом в ней. Нередко это чувство недовольства родители пытаются компенсировать с помощью детей.
Как часто можно услышать от мам, приводящих своих малышей на консультацию к психологу перед поступлением в школу:
Мой Саша очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе! Нередко такие родители не видят имеющихся проблем развития ребенка, не воспринимают даваемые учителями и психологами рекомендации, считая, что их малыш лучше всех.
При этом они ругают ребенка, когда он делает что-то не так, не понимая, что малыш не может научиться всему и сразу, ему надо приложить массу усилий, чтобы в действительности оказаться таким, каким его хотят видеть мама и папа.
Конечно, неплохо, когда родители поддерживают своего сына или дочку, формируя у него положительную оценку. Хуже, когда эта поддержка абсолютизируется, когда ребенок в самом деле начинает воспринимать себя особенным, самым хорошим и умным.
В этом случае у малыша может сформироваться боязнь оказаться несостоятельным, страх не оправдать те огромные надежды, которые на него возлагаются.
С другой стороны, причиной снижения стремления детей учиться в школе может стать и то, что современные программы обучения и воспитания в детском саду становятся все более приближенными к школьным.
Уже в садике ребенок начинает привыкать к урокам и учительнице, которая приходит заниматься к ним в группу, к школьному режиму дня.
В этом случае поступление в школу перестает восприниматься ребенком как нечто особенное, он теряет интерес к этому, у него снижается стремление примерить на себя новую роль — роль школьника.
Итак, самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет. Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступней в его восприятии способ реализации этого стремления — поступление в школу. Вот почему большинство детей с нетерпением ждут этого момента, с удовольствием играют в школу и по несколько раз в день перебирают купленные мамой и папой школьные принадлежности. Шести-семилетний ребенок стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим.
Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику.
Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его не мешать маме или папе, вести себя прилично. Таким образом, мы с вами, уважаемые родители, вольно или невольно подавляем потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя.
Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. наш малыш кажется нам более слабым и менее самостоятельным, чем он есть на самом деле.
Бессознательно мы с вами хотим, чтобы ребенок все время оставался таким же маленьким и беззащитным, каким он был, когда лежал в своей колыбельке, и мы стремимся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни, подавляя его способность и потребность быть самостоятельным.
Таким образом, в восприятии ребенка себя и восприятии его родителями имеется довольно значительный разрыв. Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности.
Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого.
Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами. Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лёт.
С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения (кривляние, капризы и т. п.).
Такие реакции психологи называют регрессивными формами поведения.
Если вы стали замечать, что ваш 6-7 — летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что малыш вступает в очередной кризисный период своего развития. Мы думаем, что вы, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, уже имеете определенный опыт общения с ребенком в периоды кризиса и знаете, что все эти явления абсолютно нормальны и, более того, необходимы для дальнейшего психологического развития малыша.
Тем не менее мы возьмем на себя смелость дать вам несколько несложных рекомендаций, как общаться с ребенком в этот непростой для него период, и они, мы надеемся, помогут вам наиболее быстро и безболезненно преодолеть имеющиеся трудности.
- Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
- Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
- Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
- Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
- Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
- Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
- Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
- Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения
Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей)
- Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
- Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
- Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
- Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
- Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
- Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом — не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности.
Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии.
Разумеется, не всегда послушание и покладистость 6-7-летнего ребенка являются показателями задержки в развитии, это может быть проявлением флегматического типа темперамента либо результатом продуманного мудрого воспитания.
Дети 6-7-летнего возраста с отставанием в личностном развитии характеризуются некритичностью в оценке себя и своих действий. Они считают себя самыми хорошими (красивыми, умными), в своих неудачах склонны обвинять окружающих или внешние обстоятельства и не осознают свои переживания и побуждения.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/10/krizis-7-let-rekomendatsii-dlya-roditeley
Источник: