Содержание
- 1 Конфликт интересов коммерческого директора
- 2 Конфликт интересов
- 3 Конфликты интересов в коммерческой организации
- 4 Что такое конфликт интересов в госорганах и коммерческих структурах
- 5 Конфликт интересов в коммерческой организации
- Конфликт интересов коммерческого директора
- Вопрос:
- Ответ юриста:
- Правовое обоснование:
- Конфликт интересов
- Что такое конфликт интересов?
- В каких ситуациях возможен конфликт интересов?
- Какие меры может предпринять кадровик?
- Конфликты интересов в коммерческой организации
- Как избежать конфликта в коммерческих организациях?
- Как создавать коммерческие предприятия?
- Действия руководителя после регистрации
- Закон об использовании своего положения
- Как этого избежать?
- Как не допустить махинации?
- Что такое конфликт интересов в госорганах и коммерческих структурах
- Статьи по теме
- Что такое конфликт интересов и в чем его суть
- В чем состоит конфликт интересов на государственной или муниципальной службе
- Конфликт интересов может возникнуть не только в госструктурах, но и в коммерческой организации
- Конфликт интересов в коммерческой организации
- Методика Генеральной прокуратуры РФ «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих»
- Примеры ситуаций конфликта интересов
- Заключение
- Обзор документа
- Источники
Конфликт интересов коммерческого директора
Вопрос : Является ли сделка между двумя организациями, в которых коммерческий директор является одним и тем же лицом, сделкой, в которой существует конфликт интересов, если одна из организаций для коммерческого директора – основное место работы, а в другой он работает неполный рабочий день?
Вопрос:
Является ли сделка между двумя организациями, в которых коммерческий директор является одним и тем же лицом, сделкой, в которой существует конфликт интересов, если одна из организаций для коммерческого директора – основное место работы, а в другой он работает неполный рабочий день?
Ответ юриста:
По общему правилу лицо, занимающее должность коммерческого директора общества, не входит в число лиц, которые могут являться заинтересованными в совершении сделки.
Однако коммерческий директор может быть признан заинтересованным в совершении сделки в случаях, если он одновременно:
- является членом совета директоров или коллегиального органа общества;
- является близким родственником члена совета директоров или коллегиального органа общества;
- владеет 20 и более процентами голосующих акций (долей в уставном капитале) общества;
- согласно уставу общества входит в состав органов управления обществом;
- имеет право давать обязательные указания обществу (например, в силу договора).
Правовое обоснование:
Действующим законодательством конфликт интересов в обществах регулируется нормами о заинтересованности в совершении обществом сделки.
Обязанность членов правления и совета директоров общества сообщать уполномоченному органу общества о конфликте интересов закреплена ст. 82 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), п. 2 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО).
Согласно ст. 82 Закона об АО член совета директоров или член правления обязаны довести до сведения совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества информацию:
- о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);
- о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;
- об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.
Аналогичные требования содержатся и в п. 2 ст. 45 Закона об ООО.
Общие основания ответственности членов совета директоров и членов правления общества предусмотрены ст. 71 Закона об АО и ст. 44 Закона об ООО. Пунктом 1 ст. 71 Закона об АО и п. 1 ст. 44 Закона об ООО установлено, что члены совета директоров и члены коллегиального исполнительного органа общества должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно. Пункт 2 ст. 71 Закона об АО и п. 2 ст. 44 Закона об ООО предусматривают ответственность членов совета директоров и членов коллегиального исполнительного органа общества перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием). Если убытки обществу причинены несколькими лицами, их ответственность является солидарной (п. 4 ст. 71 Закона об АО, п. 4 ст. 44 Закона об ООО).
В качестве заинтересованных в совершении обществом сделки могут признаваться следующие лица (п.1. ст.81 Закона об АО, п.1 ст.45 Закона об ООО):
член совета директоров (наблюдательного совета) общества,
лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющая организация или управляющий;
член коллегиального исполнительного органа общества;
акционер (участник) общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) общества,
лицо, имеющее право давать обществу обязательные для него указания.
Полезное в законодательстве:
Приказ Роскомнадзора от 05.09.2019 N 248 «Об утверждении плана информатизации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на 2019 год и плановый период 2020 — 2021 годов» (вместе с «Планом информатизации на очередной финансовый 2019 год и плановый период 2020 — 2021 годов»)
Названные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
в иных случаях, определенных уставом общества.
[1]
Данные выводы подтверждаются судебной практикой. Так в одном деле, суд отклонил доводы о заинтересованности коммерческого директора в совершении сделки обществом, поскольку согласно уставу общества коммерческий директор не входит в состав органов управления этим юридическим лицом. Не доказано истцом и наличие иных, предусмотренных ст. 45 данного закона обстоятельств, свидетельствующих о том, что гражданин в период совершения сделок относился к числу лиц, перечисленных в этой статье (Постановление ФАС Центрального округа от 29.07.2011 по делу N А68-5759/2010).
Ответ подготовил Дмитрий Стихин, старший юрист
Конфликт интересов
Что такое конфликт интересов?
В первую очередь давайте разберемся, о чем идет речь.
Говоря о конфликте интересов, мы подразумеваем обстоятельства, при которых соображения частной выгоды человека влияют на принимаемые им решения, что в результате часто вредит интересам работодателя.
Конфликт интересов можно классифицировать по виду субъектов:
- Организационный – случается, когда субъектами конфликта интересов выступают организации различных видов собственности, государственной или частной.
- Личный – характерен для ситуаций, когда частные интересы человека (сотрудника компании) вступают в противоречие с интересами организации-работодателя и связаны с выполнением сотрудником своих служебных обязанностей.
С точки зрения кадрового специалиста стоит рассмотреть второй тип конфликта интересов.
В каких ситуациях возможен конфликт интересов?
- Закупочная деятельность.
- Участие работника в принятии решений, способных принести какую-либо выгоду связанным с ним лицам.
- Работа родственников в прямом подчинении.
- Работа в конкурирующих организациях.
- Иное использование должностного положения в корыстных интересах.
Несколько лет назад к специалистам по кадровой безопасности обратился господин Иванов, собственник компании «Андрон» (в целях сохранения конфиденциальности все названия компаний и фамилии людей, упоминаемых в данной статье, изменены), с просьбой разобраться с беспокоящей его проблемой. Основной деятельностью компании являлись оптовые продажи автокомпонентов напрямую от заводов-изготовителей.
С его слов, в последние полгода выручка компании резко и значительно уменьшилась, при сохранении того же объема реализации товаров. Данный факт навел Иванова на мысли о наличии злоупотреблений со стороны наемного персонала компании.
В ходе проведения мероприятий по изучению сложившейся ситуации удалось выяснить следующее. При непосредственном участии господина Петрова, директора компании «Андрон», и одного из его родственников, на имя которого была зарегистрирована компания с таким же видом деятельности, была реализована противоправная схема по выводу средств из компании «Андрон».
Используя непрозрачную схему скидок и бонусов для клиентов, Петров «продавал» компании своего родственника товары практически по закупочной цене, а те, в свою очередь, продавали их, уже по рыночным расценкам, клиентам всё того же «Андрона», лишая таким образом фирму Иванова значительной доли прибыли.
В данном примере мы видим классический вариант конфликта интересов, когда личный корыстный интерес директора компании идет вразрез с интересами самой фирмы и ее учредителя.
Какие меры может предпринять кадровик?
На этапе трудоустройства:
- сбор информации о родственных связях кандидата на вакантную должность, в том числе о местах работы родственников (на этапе заполнения анкеты соискателя и собеседования);
- сбор информации о дружеских связях кандидата путем изучения социальных сетей — например, о наличии среди знакомых кандидата сотрудников конкурирующих организаций;
- проверка кандидата на наличие зарегистрированных на его имя юридических лиц или ИП. Особое внимание следует обратить на случаи, когда вид деятельности такой компании совпадает или близок к вашему. Проверку возможно осуществить путем получения доступа к онлайн сервисам по предоставлению информации из ЕГРЮЛ, например – с помощью сервиса компании Интегрум;
2. В период работы сотрудника:
- регулярная проверка сотрудников на появление зарегистрированных на их имя юридических лиц или ИП. Таким же образом, что и на этапе трудоустройства;
- выявление фактов трудоустройства связанных с сотрудниками лиц в компании-контрагенты вашего работодателя. Возможно путем изучения профилей указанных лиц в социальных сетях.
В заключение хочется сказать, что в настоящее время вопросу конфликта интересов при трудоустройстве кандидата и в процессе его дальнейшей работы в российских компаниях уделяется недостаточно внимания. В результате чего российский бизнес продолжает нести финансовые потери, которые мог бы легко свести к минимуму.
Конфликты интересов в коммерческой организации
Коммерческая организация – это организация, проводящая предпринимательскую деятельность, основная цель сделок которой, состоит в получении прибыли или заработке денег. Финансы коммерческих организаций (капитал) создаются при помощи их основателей – учредителей. Целью создания таких организаций является удовлетворение интересов предпринимателей и начало их совместной деятельности одного и того же направления.
Для регулировки финансовой деятельности таких организаций есть бухгалтерия, лицом которой является главбух, предоставляющий финансовую отчетность за определенный период.
Как избежать конфликта в коммерческих организациях?
При создании такой организации, капитал разными долями наполняют его учредители. В зависимости от чистой доли члена в этом капитале, определяется процент его прибыли и его доля организации в целом. Помимо распределения прибыли, по этой же схеме осуществляется разделение понесённых убытков, в зависимости от чистой доли вклада в капитал.
Существуют также некоммерческие организации. Они отличаются тем, что в перечень их интересов не включается получение прибыли от своей деятельности.
Направления деятельности таких организаций – благотворительная, религиозная и т.д. При этом, в случае использования данной организацией своих услуг или продуктов для продажи или реализации, конфликт с законодательством не возникает, так как получение чистой прибыли не исключается целиком, это зависит от направления деятельности и самих совершаемых сделок.
Бухгалтерская составляющая в этих организациях также присутствует, отчетность, которую ведет главбух, необходима для любой организации, работающей с деньгами.
Как создавать коммерческие предприятия?
Ниже представлен порядок создания коммерческих организаций, который должен изучить каждый начинающий предприниматель.
Согласно гражданскому кодексу РФ, государственная регистрация коммерческих организаций состоит из следующих этапов:
- Выбор формы создаваемого предприятия. Создание автономных предприятий возможно в одной из форм коммерческих организаций.
- Выбор учредителей. В зависимости от интересов создаваемого предприятия, выбирается его форма. В ней необходимо предоставить учредителей в количестве, определенным законодательством.
- Сбор документов. В зависимости от определенной формы создаваемой организации, направления деятельности и планируемых сделок необходимы конкретные документы для ее создания. От выбранной формы зависит также штат сотрудников, нужна ли бухгалтерская составляющая, и сам главбух, производящий отчетность.
Действия руководителя после регистрации
После регистрации предприятия, производится набор персонала для успешного его функционирования. Бухгалтерская сфера в предприятии стоит из таких должностей как главбух и один или несколько подчиненных ему бухгалтеров, чтобы вести финансовую отчетность. Эта отчетность используется для наблюдения за ситуацией в целом и своевременного ее исправления.
Чтобы деятельность сотрудников была чистой, и не было факторов, оказывающих влияние на принятие решения согласно производимых компанией сделок, были приняты правки в антикоррупционные законы. Согласно последним изменения в законодательстве, осуществляется следующее определение понятия конфликта интересов в коммерческих организациях:
Конфликт интересов — ситуация, в которой личная заинтересованность сотрудника компании влияет на должное исполнение своих обязанностей на поставленной должности.
При этом это не обязательно должны быть целенаправленные действия, позволяющие заполучить финансы коммерческих организаций с противоправных или не совсем чистых сделок. Такими также являются действия, позволяющие создать такую возможность, вне зависимости от использования этой возможности. В этом состоит основное определение этого понятия.
Закон об использовании своего положения
Таким образом, этот пункт закона может стать причиной отказа об устройстве на работу из-за риска использования служебного положения с целью произведения сделок, несущих выгоду для третьих лиц. Рассмотрим пример.
Некий гражданин являлся учредителем и основателем нескольких автономных предприятий. Спустя время, поняв, что заниматься он этим не хочет, он прекратил предпринимательскую деятельность. В этом случае, при устройстве на работу в государственную или коммерческую организацию, чей род деятельности совпадает с его предыдущим или наоборот, несет конфликт с ним, он может получить отказ с причиной «конфликт интересов». Чистой конфликтной ситуации, как таковой, может даже и не быть.
Антикоррупционный закон обязывает как работодателя, так и служащего своевременно принимать меры по предотвращению и оповещению начальства о возможном возникновении такого понятия, как конфликт использования своего положения для удовлетворения своих интересов или интересов третьих лиц.
С целью соблюдения этого закона предпринимателю необходимо воздерживаться от взаимодействия с любого рода организациями, направления деятельности которых совпадают с организацией, где работает этот служащий. Также необходимо исключить вероятность влияния на принятие решений данным работником с целью получения выгоды в любом виде, так как это ставит под угрозу финансы коммерческих организаций.
[2]
Как этого избежать?
Конфликт интересов может возникнуть в любой организации, для исключения этой возможности при устройстве на работу потенциального сотрудника могут проверять. В частности, очень часто это происходит в таких сферах как бухгалтерская (в частности, при приеме на должность «главбух») и управляющая.
Бухгалтерская сфера и ее сотрудники осуществляют ключевую роль для предприятий, так на них держится отчетность об использовании финансов и получении фирмой чистой прибыли или убытков.
Бухгалтерская составляющая производит регулирование деятельности, что является очень важным этапом. Отчетность, которую предоставляет главбух, влияет на дальнейшее развитие компании и позволяет своевременно заметить возможности получения дополнительной прибыли или сделок, оказавших негативное влияние на направления деятельности компании. Это происходит следующим образом: главбух в конце каждого расчетного периода подает отчетность, указывает на использования нецелесообразных методов деятельности или других факторов, вносящих конфликт в благоприятное развитие компании.
Для предотвращения нецелесообразного использования ресурсов и предназначена отчетность, которую ведет главбух и бухгалтерская составляющая в целом. Возникший в этой сфере конфликт интересов может повлиять на работу и отчетность, подаваемую бухгалтерами.
Как не допустить махинации?
Бухгалтерская деятельность также контролирует размер ВИП (временные издержки производства). Другими словами, это затраты, связанные с производством тех или иных товаров для произведения сделок. Если ВИП повышается до уровня выше желаемого, предприятие может лишиться прибыли за счет потери выгодных сделок. Главбух в этом случае должен просигнализировать о нецелесообразности использования ресурсов компании.
К примеру, если главбух является близким родственником одного из служащих, чье служебное положение позволяет создавать возможности для проведения сделок с целью получения прибыли, возникает конфликт интересов. В этом случае есть риск того, что бухгалтерская деятельность будет подвержена негативному влиянию на ее качество, возможно возникнуть махинации.
[3]
Бухгалтерская составляющая является лишь одним из вариантов использования служебного положения с целью удовлетворения своих интересов или получения прибыли, которых есть очень много.
Что такое конфликт интересов в госорганах и коммерческих структурах
Статьи по теме
В работе органов власти или деятельности коммерческих компаний может возникнуть противоречие между собственными интересами лиц, которые принимают решения, и интересами организации. Что такое конфликт интересов и как законодательство регулирует подобные ситуации.
Что такое конфликт интересов и в чем его суть
Конфликт интересов – это противоречие между интересами человека, который обладает полномочиями, чтобы повлиять на ту или иную ситуацию, и интересами организации, в которой он работает или которую представляет. Такой конфликт возникает, когда, например:
- топ-менеджер стремится получить личную выгоду, хотя это не на пользу компании. В частности, когда за вознаграждение он отдает предпочтение конкретному контрагенту, несмотря на более выгодные условия у других компаний;
- муниципальный служащий заключает контракт с компанией, в которой работает его родственник. При этом такая коммерческая организация завышает цены;
- чиновник как постороннее лицо выполняет заказ для госоргана, в котором работает.
То есть основные признаки конфликта интересов – это:
- личная заинтересованность;
- влияние этой заинтересованности на принятие конкретного решения в ущерб должностным или организационным обязанностям.
Личная заинтересованность – это получение какого-то преимущества, например:
Существует несколько способов борьбы с конфликтом интересов на разных стадиях его возникновения, в частности:
- предотвращение возможности появления конфликта интересов при получении полномочий (например, будущий чиновник при замещении госдолжности, а новый директор – перед назначением в частную компанию продают доли или ценные бумаги, которыми владели);
- раскрытие информации о доходах и о владении имуществом;
- контроль со стороны государства и общественных организаций.
В чем состоит конфликт интересов на государственной или муниципальной службе
Чиновник, который получает должность в госаппарате или муниципалитете, дает обязательство не допускать конфликта интересов. Если возникнет угроза такого конфликта, он обязан ее устранить.
Закон о противодействии коррупции дает определение конфликта интересов (ст. 10 ФЗ № 273):
«Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».
Хотя закон чаще применяют к государственным и муниципальным служащим, его можно также использовать в ситуациях с физическими лицами и организациями. Такой вывод можно сделать из определения коррупции в статье 1 этого закона.
ФЗ о противодействии коррупции говорит, в частности, о том:
- кто должен разрешать конфликты интересов (п. 3 ст. 10);
- как надо действовать при его возникновении.
Сами служащие по закону должны, например:
- принимать превентивные меры;
- предупреждать, если возникают или могут появиться ситуации с конфликтом интересов;
- брать самоотвод;
- отказаться от выгоды.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Госорганы могут, в частности:
- проводить проверки при найме сотрудников и в процессе их деятельности;
- осуществлять разъяснительную работу по тому, как не допустить конфликт интересов и что делать, если он возник. Так, Генеральная прокуратура РФ издала памятку для государственных служащих;
- менять должностное положение служащего;
- привлекать к ответственности (например, дисциплинарной или уголовной).
С 2010 года действует указ, который регламентирует работу комиссий по урегулированию конфликта интересов (указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821).
Чиновнику при возникновении конфликта интересов грозит:
- дисциплинарная ответственность (от замечания до увольнения в связи с утратой доверия);
- административная ответственность (например, штраф по ст. 19.29 КоАП РФ);
- гражданско-правовая ответственность (возмещение убытков);
- уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы согласно ст. 290 УК РФ).
Также госслужащего могут лишить права занимать определенные должности.
К ответственности могут привлечь не только представителей исполнительной, но и других ветвей власти. Так, в конце 2018 года Президент РФ подписал закон о том, что членов Государственной думы или Совета Федерации могут освободить от какой-либо должности при непредотвращении конфликта интересов (Федеральный закон от 27.12.2018 № 561-ФЗ). Такую информацию будут публиковать на официальных сайтах госорганов. Однако полномочия по должности не прекращаются.
В 2019 году Минюст РФ разработал поправки в антикоррупционное законодательство. Он предложил не наказывать физических лиц за несоблюдение правовых норм о конфликте интересов, если такое нарушение произошло из-за объективных обстоятельств. По официальной информации данная инициатива в стадии обсуждения текста проекта.
Конфликт интересов может возникнуть не только в госструктурах, но и в коммерческой организации
Проблема столкновения интересов актуальна и для предпринимателей. Конфликты интересов в частном секторе возникают, когда, например:
- мажоритарный акционер преследует цели, которые расходятся с целями миноритариев;
- руководитель или топ-менеджер компании ведет ее к ликвидации, чтобы создать свою организацию и переманить клиентов;
- сотрудник организации заключает договор с ИП, который открыл его родственник;
- руководитель подразделения способствует карьере знакомого в своей компании без учета ее интересов;
- жена сотрудника компании работает в конкурирующей фирме, и тот передает ей конфиденциальную информацию.
В большинстве подобных ситуаций страдают интересы частных компаний. Также конфликт может отразиться на интересах общества в целом. Этого не возникло бы при должном выполнении обязанностей без личной заинтересованности.
В частном секторе первичным предотвращением ситуаций, которые связаны с конфликтами интересов, занимаются юристы и кадровики. В частности, они могут:
- собирать информацию о соискателях, пока идет процесс интервью (в том числе через социальные сети);
- проверять уже действующих сотрудников;
- анализировать их деятельность через официальные ресурсы (например, сайт ФНС России), в том числе проверять наличие юрлиц или ИП, зарегистрированных на работников.
Как правило, при выявлении конфликта интересов применяют гражданско-правовую ответственность. Так, последствиями могут стать:
- возмещение убытков по общим правилам ГК РФ;
- признание недействительными сделок, которые совершили с целью получения личной выгоды и причинили этим убытки владельцам компании.
Также могут использовать административную ответственность, например, по ст. 19.29 КоАП РФ. За это нарушение привлекают не только компании, но и должностных лиц. За ряд действий следует уголовная ответственность – например, за дачу взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ).
Конфликт интересов в коммерческой организации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методика Генеральной прокуратуры РФ «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих»
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).
СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.
В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.
За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
— увольнение в связи с утратой доверия;
— предупреждение о неполном должностном соответствии;
При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.
В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.
В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.
В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:
МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.
— выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
— нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;
— участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;
— заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;
— предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;
— владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).
Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.
Примеры ситуаций конфликта интересов
Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.
Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.
Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник — директор МУП уволен.
Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.
По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.
Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.
После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат — директор общества с ограниченной ответственностью.
Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.
Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.
Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.
Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.
Заключение
Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.
Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.
Обзор документа
Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.
Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.
Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Указаны ситуации, в которых конфликт интересов наиболее вероятен. Во всех случаях конфликт обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним физ — и юрлиц. В основном выявленные факты связаны с оказанием преференций себе либо близким родственникам.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.
Источники
- Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
- Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
- Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
- Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
- Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.
Конфликт интересов в коммерческой организацииОценка 5 проголосовавших: 1 Владимир Солодовников
Опытный юрист с 10 летним стажем.
Образование: ЗСФ РГУП – Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия(г. Томск).
Место работы: частная компания в г. Санкт-Петербург.
Источник: