Как научить ребенка играть самостоятельно: советы родителей и психологов, правила постепенного вовлечения в занятия, польза поощерений и вред излишнего контроля

Приходит время, когда малышу нужно научиться играть самостоятельно: фантазировать, придумывать сюжет и способы его воплощения, занимать себя. Но такое умение приходит не сразу, и задача родителей – помочь крохе сделать игру интересной и увлекательной.

Пробудите в ребенке желание играть самостоятельно. Начните постепенно оставлять его одного в комнате: на минуту, на две, на пять. А чтобы он чувствовал себя уверенно, время от времени заглядывайте к нему, чтобы проверить, чем он занимается, и сказать ласковое слово. Только в этом случае кроха будет чувствовать себя в полной безопасности.

Содержание

Экипируйте

Подготовьте для него игрушки: они должны быть яркими, соответствующими возрасту, легкими в использовании и небьющимися. Кроме того, они должны быть такими, чтобы малыш смог играть с ними без вашей помощи. Иначе ему будет неинтересно и он не сможет без вас обойтись.

Успокойте

Если кроха разволновался или начал плакать, тут же подойдите к нему и узнайте, в чем проблема. Чтобы переключить внимание, предложите ему другие игрушки или перейдите с ним в другую комнату. Карапуз успокоится и продолжит игру в спокойной обстановке уже без вас.

Подбодрите

Если нужно, останьтесь с малышом еще на несколько минут, но при этом необязательно с ним играть. Можно просто ободрять его своим присутствием и обещать, что составите ему компанию на детской площадке, в песочнице – в общем, там, где он захочет поиграть. Но договоритесь, что ребенок сам укажет место встречи.

Дайте простор для деятельности

Если кроха прекрасно играет один, не мешайте ему, не отвлекайте и не предлагайте другую игру, пусть и более интересную, на ваш взгляд. Пускай он делает то, что хочет. Тем самым у малыша появится возможность проявить свою фантазию и включить воображение. В свою очередь, это поможет ему обрести уверенность в себе и сделать первый шаг к самостоятельности.

Источник: http://www.parents.ru/article/sposobov-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno/

Как научить ребёнка не только играть самостоятельно, а так же делать осознанный выбор

Здравствуйте, уважаемые родители Многим мамам не хватает свободного времени не то что на себя, но и на выполнение домашних дел. Малыши ни в какую не желают делать что-либо самостоятельно. Неужели, в этом случае только и остается, что завистливо смотреть на тех малышей, которые дают маме хотя бы несколько минут свободного времени или все-таки есть шанс переменить ситуацию?

Сегодня мы поговорим о том, как приучить ребёнка играть самостоятельно. Здорово, что вы задумались об этой теме. Самостоятельность – это не просто высшее благо, которому надо научить маленького человека, но и необходимость. Она обязательно пригодится в будущем и не раз.

У меня есть несколько советов, благодаря которым вы сможете справиться с проблемой, но для начала вам надо кое о чем задуматься.

Взгляд изнутри

Некоторые родители жалуются, что их ребенок не самостоятелен, но не дают ему возможности каким-то образом проявить себя. Этой проблемой страдают слишком многие, чтобы я не уделила теме отдельную главу. Это настоящий бич современного общества.

Дать малышу свободу страшно, для множества родителей это непосильный труд. Приходится найти в себе море смелости, чтобы хоть на какое-то время оставить ребенка в покое, позволить ему самому что-то решать. Сейчас приведу простой пример.

  • Однажды я пришла в гости к своей подруге, которая постоянно жаловалась на то, что ребенок в 3 года ничего не может сделать сам и нуждается в особой опеке и контроле. Пока она готовила нам чай, малыш взял тетрадку, ручку и начал рисовать.
  • «Ты хочешь рисовать?», — сказала она, параллельно заменяя тетрадь на альбом, а рядом заботливо складывая карандаши и фломастеры. Для меня так и осталось загадкой, почему ее не устроила тетрадь.
  • Вроде бы мелочь, но если ребенок делает выбор, а вы указываете на то, что этот вариант не удачен, он начинает сомневаться в себе.
  • В последующем это будет выливаться в тысячи глупых вопросов: «А чем мне рисовать», «А что именно», «Мама, чем мне заняться» и так далее.
  • Несколько секунд сын моей подруги смотрел в потолок, пока мама не посоветовала: «Помнишь, я недавно научила тебя рисовать цветок. Покажи тете как у тебя хорошо это получается». Это была вторая ошибка.
  • Уже в 1-2 года дети способны придумывать себе занятия. Кому-то это удается быстрее, а для кого-то это сложная задача, но в любом случае решаемая. Пусть проявляет фантазию. Все дело в привычке.

Точно также происходит и у взрослых людей.

Буквально через 5 минут подруга не выдержала и подошла к малышу, чтобы помочь ему справиться с рисунком, оправдывая это тем, что ему требуется внимание.

  • Как вы видите, в некоторых случаях проблема несамостоятельности кроется в самих родителях. Им страшно, что они станут «плохими родителями» только потому, что не уделяют достаточно времени своему малышу.
  • Любыми способами они пытаются это сделать: предлагают лучшие варианты решения проблемы, подсказывают где встать и что сделать, при этом все попытки ребенка проявить самостоятельность давятся на корню.
  • Для меня было странным, что ни разу малыш не пошел наперекор и не заявил маме, что он не хочет выполнять какую-то команду. Он безропотно выполнял все приказы, которые та выдавала за заботливый совет.

Вопрос остается открытым: «Зачем жаловаться на несамостоятельность, если ты сама не даешь шанса ребенку проявить ее и постоянно его дергаешь?».

Как понять, что пришло время

Когда на самом деле нужно и можно давать ребенку свободу? С какого возраста он готов принимать самостоятельные решение и может поиграть хотя бы несколько минут сам? Что ни говорите, а каждый малыш рождается со своим характером. Кто-то терпеть не может, когда к нему лезут, а другие ни сходят с рук матери.

  • Еще одна моя подруга уже в полгода высыпала перед дочкой стакан сухой фасоли вперемешку с мелочью, и та спокойно и методично отделяла предметы в две разные кучки.
  • Что было странным для меня, малышка даже не пыталась засунуть их в нос или использовать как-то иначе.

У меня возникли опасения и вопросы, на что ее мама возразила: «Ну, во-первых, я вижу что она делает, а, во-вторых, она не дурочка, она знает что этого делать не нужно». Такому доверию можно только поразиться.

Обращайте внимание на желания своего ребенка, доверяйте ему и содействуйте, если это не вредит малышу. Если в 4 года он старается сам завязать шнурки, а вы хотите поскорее выбраться на улицу и уже запарились в верхней одежде – просто расстегнитесь, а не кидайтесь на него с упреками и не делайте работу за него, потому что так быстрее. Это первые шаги к самостоятельности.

  • Все игрушки малыша должны быть в доступности для него. Постарайтесь сделать так, чтобы если он захочет взять куклу или машинку, то он смог бы сделать это сам, не обращаясь за помощью к взрослым. Не ждите от ребенка невозможного. Если ему ничего не удается сделать самому, то и приучить его самостоятельно играть не выйдет. Развитие должно происходить полноценно.
  • В 5 лет вы уже можете спросить ребенка чем он хочет заняться, куда пойти на прогулке. Ставьте перед ним выбор и хвалите за любое решение. Не так давно я писала статью о том, как научиться делать выбор взрослому человеку.
  • Представляете, насколько сложным это может быть для ребенка? Потихоньку приучайте его к этому, поощряйте за самостоятельные решения и всегда выполняйте его условия, если предварительно спросили о желании.

Не ждите «правильного» ответа.

Если вы хотите научить вашего малыша самостоятельности, то я могу посоветовать вам отличнейшую книгу, которую не так давно сама закончила читать. Называется она «Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой» Анны Быковой. Отличное произведение, в котором легко и просто рассказывается о воспитании малышей с рождения и до школы.

В ней вы узнаете о полноценном и всестороннем развитии в детях самостоятельности. Не только относительно игр, хотя и этой теме посвящена отдельная глава, но и многим другим важным аспектам.

Кстати, у этой же писательница есть книга «Развивающие занятия «ленивой мамы», в которой вы найдете целую подборку игр для малышей, которые не потребуют от вас много усилий, а также размышления о том как мотивировать себя заниматься с ребенком, что лучше придумать и чем его занять. Надо отметить, что в книге вы не найдете каких-то дорогих игрушек: песок, вода и многое другое, что есть у каждого под рукой.

Источник: https://ezy-life.ru/o-detyah/kak-priuchit-igrat-samostoyatelno.html

Как научить ребенка играть самостоятельно



Лишь немногие малыши могут занять себя игрой самостоятельно. Большинство не признает одиночества и ходит за родителями с просьбой поиграть с ними. Когда ребенок сможет играть без участия взрослых и как научить ребенка играть самостоятельно? Ребенок, долго и сосредоточенно перебирающий игрушки, в полном одиночестве уйдя с головой в свой мир — мечта для родителей, ведь в этот период они могут заняться своими делами. Но больше всего такое умение приносит пользу и самому малышу. Этот период определяет развитие фантазии, речи и воображения. Поэтому главным критерием при игре служит не продолжительность самостоятельной игры, а их разнообразие, их сложность. Задача родителей – не допустить, чтобы самостоятельная игра стала повинностью, а дать возможность почувствовать ребенку удовольствие от взросления, одобрять его независимость. Разрешайте малышу выбирать, какую одежду надеть, предлагайте альтернативу при выборе блюд и т. д.

  • Чаще советуйтесь с ним. Самостоятельность в играх прослеживается в активности малыша. Хвалите малейшую инициативу, исходящую от него. Не поправляйте его при самостоятельной игре, говоря, как и что делать. Пусть малыш учится справляться с трудностями сам, если не просит вас о помощи, не спешите ему помогать. Ребенок должен чувствовать себя комфортно среди вещей: удобные стульчики, подставка возле умывальника, доступные полки с игрушками и вещами, нескользкий пол. Дети редко играют только в детской, обычно они охватывают все домашнее пространство.
  • В связи с этим тщательно продумайте обстановку дома, чтобы избежать травматизма и сохранить ценные вещи. Запреты в таких случаях не действуют, так как ребенок быстро их забудет, увлекшись игрой. А для подросших детей запреты помешают развитию самостоятельности и активности. Родителям следует заранее подготовиться к тому, что малыш в процессе роста обязательно что-нибудь сломает или испортит. Хранение игрушек требует особого внимания. Малыш должен легко их доставать и складывать на место. Предусмотрите в его комнате или уголке стеллаж для хранения игрушек, игр, книжек, рассадите вокруг столика кукол – сделайте игрушки доступными и расположите их в таком месте, чтобы ими легко можно было играть.
  • Игрушек не должно быть много. Постоянно делайте «переучет», пряча игрушки, в которые ребенок не играет, а через какое-то время меняйте и возвращайте их. Радость малыша от встречи с забытыми игрушками будет не менее сильной, чем от покупки новой. Увлечь ребенка легко, достаточно предъявить ему ящик с позабытыми игрушками.
  • Те, которые помогут воссоздать мир взрослых – медицинский набор, набор строителя, полицейского, парикмахера и т. д.
  • Игрушки, дающие познать окружающий мир – песочные наборы, игры в воде, мыльные пузыри и т. д.
  • Игрушки, которые он будет считать одушевленными, чтобы спать, есть и разговаривать с ними.
  • Кажущиеся вам ненужными коробки, пластиковые флаконы, палочки, лоскуты – все это помогает оживить любую игру.
  • Домики и палатки – покупные или сделанные самими. Дети просто обожают такие свои «жилища».
  • Игрушки на веревке или палке-каталке.
  • Мячи любого диаметра и прочий спортинвентарь.
Читайте также  Выступление Анны Семенович отменили из-за урагана

Интерактивные игрушки хороши, но не дают развиться воображению, тормозят собственную игру. Если кроха обладает хорошей фантазией, у него любой предмет может стать игрушкой. Так, большая коробка может стать машиной, карандаш – волшебной палочкой и т. д. Развивающие игры предусматривают участие взрослых, но те, которые малыш хорошо освоил, подходят и для игры в одиночку. Каким образом вы учите ребенка одеваться? Он смотрит, как одеваете его вы, и пытается повторять. Так же происходит и с игрой. Играть его нужно научить, и тогда он сможет позже самостоятельно занять себя. Самые первые игры, которые вы можете ему предложить после полутора лет, состоят в повторении действий взрослых.

Взрослый мир более интересен ребенку, чем игрушечный. Половник и кастрюля ему гораздо больше нравятся, так как он знает, как с ними управляется мама и хочет делать то же самое. Пусть ребенок делает домашнюю работу с вами вместе. Возможно, вскоре он утащит вашу кухонную утварь к себе в комнату и будет играть там самостоятельно. Подражать действиям мамы кроха может и не прибегая к помощи кухонной посуды. Обладая достаточным воображением, он можетприменять в игре замещающие предметы. К примеру, пустая коробка – кухонная печь, а рпалочка – половник.

Это умение видеть, воображать, нужно всячески поощрять. Малыш только выполняет какие-то манипуляции с предметами и игрушками, не имея сюжета. Ролью мамы является обратить внимание ребенка на отношения героев, научить его вести между ними диалог. Поиграйте в «дочки-матери», «повар-едок», комментируя действия всех героев игры. Подсказывайте поначалу малышу сюжет игры, пока она ясно не предстанет в воображении малыша, и он сам не сможет придумывать его своими силами. Сюжетно-ролевые игры очень нравятся детям, они с удовольствием выбирают себе ту или иную роль. Родители могут помочь с идеями, подсказывая сюжет, но пусть ребенок сам придумывает ее развитие. После двух лет малыш сможет играть:

  • в магазин, кафе, автомастерскую,
  • в поликлинику, аптеку, ветлечебницу,
  • с участием кукол: гости, детский сад, семья,
  • со зверюшками: зоопарк, зооферма, цирковое представление, дикие джунгли,
  • с машинками: автогонки, грузовые перевозки, строительство дома,

Пробовать себя в разных профессиях:

  • Доктор, медсестра, певец, гонщик, артист, гимнаст.
  • Превращаться в различных зверей, копируя их звуки и повадки.
  • Устраивать театрализованное представление по прочитанным сказкам и рассказам.
  • Играть в путешественника, описывая встреченные на пути достопримечательности.
  • Используя спортивные снаряды – в спартакиаду, показательные выступления.

В таких играх родители могут быть наблюдателями, а могут – полноправными участниками, советуя, подсказывая и направляя. Главное – не ставить условий, не устанавливать свои правила, не ограничивать воображение малыша.

Чем чаще вы играете с малышом, тем более увеличивается его интерес к игре, тем быстрее он начнет играть сам с удовольствием.

  • Учите также ребенка постепенно осваивать самостоятельную игру, ненадолго оставляя его, чтобы он комфортнее чувствовал себя, когда остается один. Хороша игра в прятки. Дети начинают играть ее еще в полгода, научившись сначала искать маму, спрятавшуюся под пеленкой, а затем и сами умеют самостоятельно и тихо сидеть, затаившись под ней. Ребенок знает, что исчезнувшие из поля зрения родители вскоре появятся перед ним. Чтобы учить ребенка поиграть самому, придумайте в сюжете игру собственные отлучки. Например, вам по ходу сюжета нужно сходить в супермаркет. А на время своего отсутствие доверьте малышу важную задачу, которую ранее выполняли вы. Не нужно уходить потихоньку. Стоит предупредить ребенка, что у вас есть неотложное дело, и вы вскоре вернетесь. Поначалу уходите на небольшое время и возвращайтесь до того, как ребенок сам прибежит вас искать.
  • Расскажите с интересом, в какую бы игру он смог играть самостоятельно, напомните ему об интересных игрушках, ждущих его в детской. Он вдохновится, и с радостью будет играть самостоятельно. Доступность мамы – не только физически. Слушайте его отчеты об игре, советуйте и радуйтесь его достижениям. Если у малыша будет уверенность, что он всегда может прийти к маме с рассказом или просто за помощью, и он получит все, что ему нужно, тогда ему будет гораздо спокойнее играть в одиночестве.

Источник: https://EmpireMam.com/deti/uchim-detey/kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno.html

Как научить ребёнка играть самостоятельно

Наш онлайн калькулятор калорий посчитает калорийность, белки, жиры и углеводы ваших самых любимых блюд и продуктов. Лунный календарь на 2019 год откроет вам свои секреты успеха, богатства, удачи в любви.

Самостоятельно играющий в песочнице ребенок зачастую вызывает умиление у многих родителей. Ведь вот он – малыш, сам перебирает формочки, сыплет песок в ведерко, перевозит его на грузовике.

И только ваш кроха ходит за вами хвостиком, постоянно просит вас поиграть с ним. Так ли это важно – умение играть самостоятельно?

Когда малыш сам копошится среди игрушек, мамы с облегчением выдыхают – ну все, есть немного времени заняться домашними делами – погладить белье, приготовить ужин, протереть полы. Но способность самостоятельной игры важна не только для мамы.

  • Когда малыш сам придумывает сюжет для своей игры, у него развивается воображение и мышление. Когда он пытается понять, почему колечки не налезают на основу пирамиды – у него включается логика. А когда он начинает говорить за своих героев, вы можете понять, о чем думает кроха, что его тревожит.
  • Одна мама в разговоре с психологом рассказывала, что ее ребенок в игре наказывал мишку походом в детский сад. Мол, мишка, сломал игрушку – иди в садик. Позже выяснилось, что ребенку там было некомфортно, с ним никто не играл, он чувствовал себя в группе изгоем.

Наблюдение за самостоятельными играми ребенка поможет вам лучше понять его внутренний мир.

как научить ребенка ходить самостоятельно

Как подтолкнуть ребенка к самостоятельной игре

Но как начать действовать, чтобы малыш больше не полагался на ваши действия и указания в игре? Прежде всего, отойдите на второй план. Не нужно указывать ребенку, что и как делать в этой игре.

Не говорите крохе, что башню лучше строить не из крышек, а из кубиков. Не принуждайте одеть раздетую куклу и наконец, собрать ей волосы. Не стремитесь постоянно наводить порядок в игрушках ребенка. Примите игры ребенка такими, какие они есть.

Не меняйте все на свой лад. И малыш начнет больше импровизировать, сочинять, придумывать.

Если вы хотите добиться самостоятельности ребенка, дайте ему этой самостоятельности и в других сферах жизни. Если малыш не хочет кушать суп, не кормите его насильно, с уговорами и угрозами. Просто примите то, что малыш действительно не хочет есть этот суп. Если кроха не хочет надевать пресловутый комбинезон – подберите то, что по вкусу именно вашему ребенку, а не вам.

Чаще задавайте ему вопрос о сложившейся ситуации. Спрашивайте ребенка, как бы он поступил в том или ином случае, что он думает по тому или иному поводу. Дети, которым предоставляют право голоса и разумного выбора, становятся более уверенными в себе, они не страдают от страха переступить дозволенную черту.

Дав ребенку право на подобную самостоятельность, вы научите его играть без посторонней помощи.

как научить ребенка правильно держать ложку

Сюжеты для самостоятельной игры

Некоторые дети не умеют играть, как бы странно это не звучало. Кроме банальных катаний машин и собирания конструктора они не представляют себе иных занятий. Прежде всего, вы должны научить ребенка играть.

Сюжетно-ролевые игры развивают воображение, дикцию, актерскую игру. И вообще, такие игры очень полезны и интересны. Зачастую ребенок выдумывает игры сам, в зависимости от того, что он видел или слышал в ближайшее время.

Но в некоторых случаях малышу должны помочь родители, чтобы воплотить игру в жизнь.

  1. Кафе. Если ребенок недавно побывал в заведении общественного питания, он наверняка заметил, кто такие официанты, что они делают и как себя ведут. Предложите посадить за стол мишек, кукол и зайчат, а самому принести тарелки, ложки, вилки. Скажите ребенку, что нужно обязательно покормить маленьких посетителей, помыть за ними посуду и не забыть взять деньги за угощение.
  2. Куклы. Игры с куклами могут самыми разнообразными. Самая простая – Дочки-матери, когда есть семья и некоторые куклы выполняют в ней свои функции. Очень интересно играть в Детский сад – большая кукла может быть воспитательницей, а другие – детьми. Кукол можно водить в гости, ходить за них в магазин, устроить небольшую парикмахерскую.
  3. Врач. Если у ребенка есть медицинский набор – это еще одна интересная игра в доктора. Можно выставить в ряд всех пациентов – мишку, лялю с соской, кукол, корову, бегемота. И каждому нужна помощь! Кому-то надо в нос капнуть лекарство, другого надо послушать с указанием «Дышите-не дышите», у третьего ножка болит – срочно надо перебинтовать. По ходу игры малыш будет выдумывать все новые и новые сюжеты – дайте ему эту возможность.
  4. Повар. Прекрасное проявление самостоятельности – приготовление пищи. Конечно, доверить трехлетнему ребенку нож нельзя, но измельчить руками листья салата, перемешать порезанные фрукты и украсить блюдо зеленью сможет даже ребенок. Дайте крохе свободу мысли.
  5. Машины. Если ваш ребенок любит играть с машинками – прекрасно. В продаже есть специальные эстакады с большим количество перекрестных и серпантинных дорог – такая игрушка непременно придется по вкусу вашему чаду. Можно возить кукол на такси, соблюдать правила дорожного движения, догонять одну машину другой и даже разгружать пуговицы или фасоль.
  6. Животные. Если в вашем арсенале много зверей, можно устроить импровизированный цирк или даже зоопарк. Пусть слон продает билеты, а обезьяна напоминает, что животных можно кормить печеньем и яблоками.
Читайте также  Дентамет гель стоматологический: состав, инструкция по применению, аналоги

Во всех играх старайтесь не влезать в действие раньше, чем малыш попросит вас об этом. Даже после этого, не принимайте все решения – спросите у крохи, чем же болеет лиса и как доехать на машине до универмага. Самое главное правила для этих игр – вызвать проявление инициативы у ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет играть один

Иногда бывает так, что малыш играет в вашем присутствии, но только стоит вам выйти из комнаты – он сразу же плетется за вами хвостом. В этом случае нужно пойти на хитрость. Оставьте на видном месте стопку открыток, баночку с пуговицами, мешочек с лоскутками и кружевами. Но не давайте ребенку это прямо в руки.

Как известно, запретный плод сладок и таинственные вещи непременно привлекут вашего малыша. Заранее позаботьтесь о том, чтобы пуговицы были достаточно крупными, дабы ребенок не проглотил их, чтобы кружева были не длинными. Играть с такими сокровищами ребенок будет даже без вашего присутствия, поверьте.

Это позволит ему привыкнуть к новому состоянию самостоятельности.

Как поддержать ребенка в игре

Если ваш ребенок никак не хочет оставаться один, не торопитесь убегать от него. Вот несколько правил, которые помогут вам поддержать и мотивировать ребенка на самостоятельную игру.

  1. Для начала позаботьтесь о том, чтобы игровая зона была удобной, комфортной, а главное, безопасной. Уберите все ценные вещи, которые ребенок может испортить, закройте розетки, поднимите провода, избавьтесь от опасных предметов. Ведь самостоятельная игра подразумевает пребывание в комнате без взрослых. Кроме того, в игровой зоне должно быть уютно. Расположите игрушки так, чтобы с ними сразу можно было играть – куклы за обеденным столом, посудка на игрушечной плите, мишка спит в кроватке, карандаши с альбомом для рисования под рукой.
  2. Даже если вы собираетесь заняться своими делами, не стоит отходить от ребенка слишком далеко. Если вы готовите ужин на кухне, время от времени поглядывайте за своим чадом. И уж конечно, будьте всегда готовы ответить на все вопросы и замечания ребенка. Он все равно должен чувствовать ваше присутствие. Регулярно спрашивайте кроху, что он строит из конструктора, кого рисует и почему кукле Маше не досталась чашка чая.
  3. Иногда дети бросают самостоятельную игру в тот момент, когда у них что-то не получается. В это время вы должны сразу же прийти на помощь своему ребенку. Помогите ему вставить недостающий паззл, помогите решить головоломку и поставьте нужное колечко на пирамидку и игра снова продолжится – без капризов и нервов.
  4. Не прерывайте ребенка, не говорите ему, что он что-то делает неправильно. Не ругайте малыша, не запрещайте ему бегать, прыгать и носить игрушки по всему дому. Сейчас – он царь игры и вы в это царство лезть не должны.
  5. Очень важно гордиться успехами ребенка и прилюдно их демонстрировать. Если малыш нарисовал красками рисунок, покажите его бабушке – она непременно оценит. А приготовленным малышом салатом можно угостить папу, когда тот вернется с работы.

Выполняя эти простые рекомендации, вы сможете мягко подтолкнуть ребенка к самостоятельным играм.

Если ребенок не хочет играть отдельно, приобщите его к взрослым делам. Во время уборки можно дать крохе небольшую тряпочку. Маленькие детки отлично подражают родителям – стараются управиться с пылесосом, протирают пол и стены, таскают веник.

  • Приучая ребенка к самостоятельной игре, не переборщите. Одно дело, когда малыш все время находится с мамой и даже на минуту не может отдалиться от нее. Другое же дело, когда кроха целый день провел в садике без вашего присутствия и старается провести время в вашем обществе.
  • Бросьте все дела, забудьте о проблемах на работе, с удовольствием поговорите и поиграйте с ребенком хотя бы полчаса. И тогда, намного насытившись вами, ребенок снова сможет занять себя сам.

И не нужно отправлять ребенка в детскую играть с игрушками, когда родители находятся в гостиной, смотрят телевизор, общаются. Это, по меньшей мере, жестоко.

Умение самостоятельной игры – это не только возможность родителей освободить для себя несколько минут. Это способность малыша мыслить, созидать, придумывать, выражать эмоции. Научите своего ребенка фантазировать, и его сознание будет гораздо более глубоким.

Источник: http://howtogetrid.ru/kak-nauchit-rebyonka-igrat-samostoyatelno/

Как научить ребенка играть самостоятельно: советы

Роль игры в жизни вашего малыша переоценить невозможно. Детские психологи утверждают, что развивающие игры закладывают фундамент будущей успешности. Поэтому ответственные родители прикладывают все свои усилия, чтобы как можно больше времени проводить с малышом за интересными и развивающими играми, подыскивая для этого новые методики.

Это великолепно, но в трехлетнем возрасте начинает проявляться индивидуальность, и главное не задушить ее в самом начале. Как научить ребенка играть самостоятельно, с чего начать и как правильно развить самостоятельность, мы постараемся рассказать вам в нашей статье.

Свободная игра: что это такое?

В трехлетнем возрасте ваш малыш уже успел многому научиться: самостоятельно мыслить, читать стихи наизусть, петь и танцевать. Детские психологи много говорят о свободной игре.

  • Что собой представляет свободная игра? Это та же игра, в которую вы играли вместе со своим малышом, проявляя в ней свою лидирующую позицию.
  • Но на данном этапе развития вашего малыша он больше будет нуждаться в свободной игре, нежели в организованных занятиях. Предоставьте ему возможность поиграть со своими сверстниками.
  • Игры со сверстниками развивают не только индивидуальность малышей, но и их речь, учат осознавать свои ошибки, наталкивают на решение возникших проблем и развивают их потенциал.

Если коротко, то свободная игра — это здоровое развитие ребенка.

Но прежде вам нужно научить своего малыша играть самостоятельно.

Основные требования на пути к самостоятельности: с чего начать?

Прежде чем ответить на вопрос о том, как правильно научить своего ребенка играть самостоятельно, хочется выделить несколько основных пунктов, которым вам нужно следовать.

Итак, для того чтобы малыш смог научиться играть самостоятельно, вам нужно:

  • Выключить телевизор.
  • Не перегружать чадо занятиями.
  • Научить ребенка, как играть самостоятельно.
  • Периодически менять игрушки.
  • Хвалить.

Источник: https://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno.html

Как научить ребенка играть самостоятельно?

Одни удивились: как это, научить ребенка играть самостоятельно? Неужели есть дети, которых нужно учить играть – своего-то, наоборот, за уши от игрушек не оттащишь!? А вот другие мамы понимают, о чем речь – есть дети, которые совершенно не могут придумать игру с игрушками или по ролям, если взрослый не подскажет сюжет! И начинается нытье: «Ну мааам, поиграем, а?..». Почему так происходит и что делать, если ребенок не научился играть самостоятельно?

А разве это проблема?!

Очень часто мамы, когда чадо в очередной раз начинает тянуть за юбку и ныть: «А во что мы поиграем? Ну придууумай….», говорят: «Некогда мне придумывать, не хочешь сам играть – вон возьми книжку почитай или сядь порисуй!». Ну или классика – «Давай я тебе мультики включу?».

  • Родителей понять можно – не всегда есть время и душевные силы придумывать вместе с ребенком сюжетные игры с лихо закрученными сценариями и воплощать их с максимальным актерским мастерством!
  • Есть же другие занятия, на которые можно отвлечь малыша, причем некоторые из них считаются даже более полезными – например, чтение книжек. Некоторые «неиграющие» дети даже завоевывают уважение взрослых «ранним взрослением»: «О, какой ты серьезный, умный мальчик – другие с машинками возятся, а ты читаешь!».

А что происходит дальше?

Предположим, ребенок действительно может «перешагнуть» этап активных сюжетно-ролевых игр. В принципе, со сверстниками в этом он сравняется очень скоро – дети перестают играть в сюжетные игры с игрушками примерно в 8-10 лет.

Казалось бы, в чем проблема – ну не научился ребенок играть самостоятельно, зато больше времени можно отвести на уроки или подготовку к школе!

Но детские психологи утверждают – проблема есть!

Игры развивают в ребенке те способности, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, в т.ч. в учебе: фантазию, логику, память, сообразительность, смекалку и т.д. Как правило, такие «недоигравшие» дети хуже справляются с учебными нагрузками, даже если поначалу казалось, что малыш серьезнее и начитаннее, чем ровесники-одноклассники.

Можно ли научить ребенка играть самостоятельно?

  • Осознав проблему, чаще всего родители начинают решать ее с фанатизмом!
  • Как только малыш в очередной раз просит с ним поиграть, мама бросает все, идет в детскую и тут начинают разворачиваться такие сценарии, что Спилберг нервно курит в форточку!
  • Ребенок завороженно наблюдает за «театром одного актера»: и, конечно же, каждый раз, как ему захочется поиграть, он будет звать маму – ведь она говорит голосами десятью персонажей, не путаясь в них, у нее все прыгает, бегает и летает, а сказочные сюжеты рождаются буквально на ровном месте, причем без повторов…
  • Но есть одно «но»: научить ребенка играть самостоятельно, разыгрывая перед ним такие мини-спектакли, практически невозможно.

Максимум – он запомнит пару-тройку самых ярких сюжетов и будет их кое-как повторять. Понятно, что взрослый человек сыграет ярче и интереснее – но стимул научиться играть самому ребенку это не дает!

  • Правильнее будет сделать так: папа или мама могут придумать главных героев, завязку и фабулу сюжета, а потом оставить ребенка доигрывать: сказать, например, что отлучится на 10 минут с тем, чтобы малыш потом рассказал все, что произошло в отсутствие родителя.
  • Ну, к примеру: «Однажды кукла Таня проснулась очень веселой. Рядом с Таниной кроваткой лежала коробка с большим бантом, а на столе стоял торт». Начинайте с простых, очевидных сюжетов – малыш должен догадаться, что у куклы день рождения, а потом попросите его самого придумать, кто пришел к ней в гости, какой подарок был в коробке и т.д.
  • Если поймете, что с такими заданиями ребенок справляется легко и сюжет начинает исчерпывать себя чересчур быстро – вводите дополнительные условия.

Например: «Но один гость пришел к кукле очень сердитым и без подарка. Кто это был? Почему он был сердит? Куда делся подарок?» и т.д. Дальше, если ребенок осваивает и этот «уровень» игр, можете вообще придумывать совершенную фантастику – «Это инопланетянин Леонард Петрович. Он очень любит морковку, поэтому прилетел на Землю. Что случилось с ним на Земле?» — и т.п.

Обычно дети обожают такие «бестолковые», но смешные сюжеты!

Но не всегда этот метод научить ребенка играть самому срабатывает: малыш выслушивает преамбулу и… не может придумать дальше ничего, игра останавливается! Тогда лучше играть «ступенчато»: разрабатывать сюжет вместе путем уточняющих вопросов – «Почему кукла Таня обрадовалась? Потому что увидела подарок и торт. В какой праздник обычно дарят подарки и пекут торт? День Рождения. Как празднуют День Рождения? Приходят гости» — и далее по сюжету.

Читайте также  Витас высказался по поводу хамского отношения Харламова к коллегам

Можно использовать альтернативные вопросы: к примеру – «Торт и подарки бывают и на День Рождения, и на Новый год – что праздновала кукла?».

Источник: https://www.sympaty.net/20130630/nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno/

Как научить ребенка играть самостоятельно?

Каждая мама, даже самая творческая и увлеченная развитием своего ребенка, иногда нуждается в передышке, и хочет, чтобы ее ребенок немного поиграл самостоятельно, предоставив ей время для отдыха, работы за компьютером или телефонного звонка.

Но далеко не каждый ребенок соглашается поиграть самостоятельно. Чаще происходит так, что даже если ребенок увлекся игрой, как только мама садится за компьютер, начинает готовить обед  или берет в руки телефон, ребенок тут же прибегает к маме и начинает жалобно просить или настой0чиво требовать, чтобы мама с ним поиграла.

Как же научить ребенка играть самостоятельно?

Безусловно, все дети разные, и к каждому нужный индивидуальный подход, нужно  пробовать, экспериментировать и фантазировать, учитывая темперамент и интересы вашего ребенка. Но я хочу поделиться с вами некоторыми подсказками, которые помогут вам быстрее подобрать ключик к своему ребенку и помочь ему научиться некоторое время играть самостоятельно.

1)      Приучайте к самостоятельной игре постепенно.

Начнем с того, что чаще всего способность ребенка к самостоятельной игре определяется привычкой. Если ребенок привык, что все время бодрствования ребенка мама проводит с ним – активно играет, разговаривает, занимается, то, соответственно, резко научиться играть самостоятельно ему сложно. Приучать ребенка к самостоятельной игре нужно постепенно.

  • Расскажите ребенку о новых свойствах предмета: например, перышко — легкое, оно легко взлетает, если на него подуть и медленно приземляется, когда падает вниз. А если подбросим вверх небольшой мячик, он быстро упадет вниз, потому что он тяжелее.
  • Или покажем свойства магнита, который легко притягивается к ножницам, но совершенно “равнодушен” к фломастеру или прищепкам, так и тянется в батарее, но не проявляет никакого интереса к двери и т.д.
  • И оставьте малыша на некоторое время самого,  наедине с новой информацией, поэкспериментировать с новыми свойствами предмета и проверить самому, для чего еще может сгодиться этот предмет.

Пусть вначале это будет небольшой промежуток времени – буквально 5-10 минут, но делайте это регулярно, чтобы малыш привык к тому, что он может играть и без мамы.

2)      Максимум эмоций перед самостоятельной игрой.

Прежде чем, занять ребенка самостоятельной игрой, проведите активно время с ребенком.

Поиграйте с ним в догонялки или потанцуйте под веселую музыку,  прочитайте новую книгу, организуйте кукольный театр или ролевую игру с любимыми героями, поиграйте на пианино, нарисуйте улыбающуюся машинку или слепите вместе семейство грибочков.

Во время игры активно общайтесь с ребенком, ваша задача – дать ребенку максимум вашего внимания и положительных эмоций. После этого можно предлагать ребенку самостоятельную игру.

3)      Правильно выбирайте время.

Внимательно наблюдайте за своим ребенком, чтобы подобрать оптимальное время для самостоятельных игр. Если ребенок голоден, устал или хочет спать, то вряд ли вам удастся заинтересовать его самостоятельной игрой.

Наблюдайте за биоритмами ребенка, отмечайте, когда он бодр и активен, когда у него хорошее настроение. У нас, например, лучшее время для самостоятельных игр — это утро.

Дети еще не устали, в хорошем настроении, и , если приготовить с вечера новые идеи для игр, маме даже удастся немного поработать )

4)      Создайте дома развивающую среду.

Чтобы ребенок не скучал, пока мама занята своими делами, создайте дома микросреду, в которой ребенку будет интересно! О том, какие идеи можно использовать для детей разных возрастов я расскажу вам в завтрашнем выпуске рассылки.

Источник: http://businessmama-online.com/samostoyatelnye-igry/

Как приучить ребенка играть самостоятельно

До года связь мамы и малыша очень тесная. Они проводят вместе практически целый день.

И это не только физическая потребность крохи в контакте, а и необходимость обучать его играм, развивать физически, формировать навыки действий с предметами.

  • Далее маме уже хочется иметь личную территорию свободы, научить малыша играть самостоятельно. Как же это сделать правильно? С чего начинается такая самостоятельность?
  • Обычно, когда речь заходит о приучении ребенка к играм в одиночку, то имеется в виду возраст полтора-два года. До этого все игры должны быть совместными, с руководящей ролью взрослого.

Перед тем как прививать навыки самостоятельности в игре, родители должны оборудовать своему малышу специальное место для игр.

Уголок в детской комнате, специально созданная зона с учетом всех правил безопасности помогут девочке или мальчику чувствовать себя уверенно с игрушками один на один.

А чтобы страха и чувства тревоги не возникало, мама может разговаривать с малышом с кухни, другой комнаты, давая понять, что она рядом, и этим успокаивая дитя.

Все попытки самостоятельных игр нужно всегда поощрять, хвалить ребенка.

Так, например, после глажки белья в другой комнате мама может зайти в детскую и сразу погладить малыша по головке со словами: ”Моя ты, умница, какой взрослый, играешь сам.

А я погладила твои вещи, чтобы на прогулке ты был аккуратным и красивым”. Такое поведение мамы будет одновременно и стимуляцией самостоятельности, и развитием речи малыша, и воспитанием правильного отношения к одежде.

Приучая малыша играть самому, родителям надо набраться терпения. И если крохе нет года, а вы уже оставляете его одного с кучей игрушек, то это неправильно. Много разных погремушек — не значит, что дитя будет играть с ними долго. Стимулируя игры в одиночку, психологи советуют мамам учитывать такие рекомендации:

  1. Знакомьте ребенка со своей работой в доме, приобщайте к ней вне зависимости от пола ребенка. Не нужно отказываться от домашних дел, ожидая, пока малыш уснет. Пусть видит, как вы готовите на кухне, стираете, находясь рядом с игрушкой. Наблюдение за вашими делами, особенно если вы их будете комментировать, пополняя пассивный словарный запас малыша, даст ребенку почву для своих игр. Ведь дети — маленькие обезьянки. Они наследуют действия взрослых. Дитя может утащить у вас мочалку, поварешку и начать играть с ними, выполнять свою хозяйственную работу.
  2. Иногда в период приучения малыша к самостоятельным играм в детской он постоянно прибегает к маме на кухню и виснет на нее. Это значит, что есть потребность в мамином внимании. Тогда стоит побыть рядом некоторое время, поиграть вместе, затем уже дать наставления: покормить зайчика, сводить куклу погулять, уложить ее спать. Учтите, что дитя чувствует, когда от него хотят просто избавиться, стараясь этому сопротивляться.
  3. Зная, что малыш любит исследовать все новое, и замечая за ним интерес порыться в шкафу, вашей сумке, оставьте ему такую приманку, уходя на некоторое время в другую комнату или на кухню. Но, конечно же, нужно предварительно обезопасить такой процесс, вынув из сумки потенциально опасные предметы.
  4. Можно приучать к самостоятельным играм, начиная с совместных. Например, вы играете в дочки-матери. Вам нужно отлучиться на 10-15 минут в ванную, а дочке вы говорите, что как будто бы идете на работу. Она тем временем должна выполнить ваши поручения по дому, например, накормить, котика из игрушечной посудки, вымыть ее. Если вы играете с сыном, то поводом отлучки в игре может быть необходимость сходить в гараж за машиной.
  5. Учите дитя разнообразным совместным играм. Хорошо освоив их с вами, со временем ребенок уже сможет играть и самостоятельно.
  6. Относитесь с пониманием к тому, что в своих действиях в одиночку дитя будет поначалу постоянно советоваться с вами, подходить и возможно даже капризничать. Наберитесь терпения и ни в коем случае не «отфутболивайте» дитя. Не ждите мгновенного проявления самостоятельности малыша в игре, хотя она как раз и является ведущим видом его деятельности. Терпение, поддержка, похвала — обязательные спутники воспитания.

Источник: https://mirmam.info/story/kak-priuchit-rebenka-igrat-samostoyatelno

Как научить ребёнка играть самостоятельно в игрушки

Досуг маленького всегда своего рода проблема. Чем таким интересным занять малыша, чтобы он сосредоточенно занимался один?

Как научить ребёнка играть самому? Этот вопрос задают многие мамы и папы, и не только по причине своей занятости. В последнее время разговоры о том, что детям быстро надоедают игрушки или о том, что они не умеют себя занять — слышны всё чаще.

Как же научить ребёнка играть самостоятельно? Прежде всего, нужно показать чаду, что делать с куклой или машинкой. Кроха сам никогда самостоятельно не догадается. Разыграйте перед малюткой спектакль: поиграйте в его самосвал, мишку или кубики. Дети всё повторяют за взрослыми. И это надо использовать.

Если же говорить о данной теме подробно, есть несколько рекомендаций, как научить ребёнка играть самостоятельно:

  • В первую очередь позаботьтесь об игровой зоне, где ваш малыш будет заниматься. У крохи должно быть своё личное пространство, куда он сможет прийти в любой момент, где уютно, красочно и весело. А самое главное — безопасно. Подумать о последнем также нужно вам. Определите игровое место, чтобы быть уверенной, что малютка не наткнётся на какой-то угол, что ему будет тепло сидеть на коврике и т. д. Игровая зона должна быть такой, чтобы карапуз смог заниматься там один, без каждоминутного заглядывания взрослого.
  • Все вещицы, которыми занимается малыш, должны соответствовать его возрасту. Сейчас практически на любом детском изделии написано, для какой возрастной категории оно произведено. Это тоже учитывайте. Если крохе меньше трёх лет, предмет не должен иметь маленькие отделяющиеся детали. Иначе кроха их может проглотить, засунуть в носик или ушко.
  • Даже если карапуз занимается один, он всегда поделится своим успехом. Ему крайне важна ваша оценка и реакция на его творчество. Обязательно помните об этом. Проявляйте неподдельный, искренний интерес к его постройкам из кубиков, рисункам, выслушайте, как он назвал собачку или мишку и т. д.
  • Думая, как научить ребёнка играть в игрушки самостоятельно, старайтесь не навязывать ему свои правила игры. Если на ваш взгляд, он каким-то вещам нашёл другое применение и не хочет поступать общепринято, не настаивайте.
  • Давайте больше свободы. Понятно, что всё должно быть в разумных пределах, но помните о том, что объясняя, что делать нельзя, рассказывайте об этом, избегая частицу “не”. Тогда малыш запреты будет воспринимать более позитивно.
  • Не думайте, что если вы поняли, как научить годовалого ребенка играть самостоятельно, он будет сидеть спокойно и заниматься чем-то одним много часов подряд. Здоровый малыш — это подвижный малыш. Непоседа будет и бегать, и прыгать, и ломать изделия, и пробовать их на зуб, и смеяться, и кричать. Так кроха познаёт мир. Так он развивается. Чем младше кроха, тем меньше времени он может сидеть спокойно и быть сосредоточенным на чём-то одном.

Тем не менее, в ваших силах сделать так, чтобы карапуз умел строить башенку из кубиков, играл в машинки, укладывал “лялю” спать и многое другое. Но сначала нужно с этими навыками его познакомить и так, чтобы заинтересовать малыша.

Решение вопроса, как научить годовалого ребенка, играть самостоятельно требует не только вашего времени, но и терпения.

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/kak-nauchit-rebyonka-igrat-samostoyatelno/


Источник: cmk56.ru

Оцените статью
Строй-Мэн
Добавить комментарий