Кто такая Матрона Московская
Блаженная Матрона — это одно из откровений о человеке. С точки зрения мирского сознания человек слепой и не ходящий, парализованный и бездомный — это самый несчастный человек в мире. Кого такая несчастная может спасти? Может разве что руку Христа ради протягивать и просить у Бога помочь тем людям которые, помогают ей. Матрона была человеком, который лишен абсолютно всего: мало того что от рождения слепая, так ещё с отрочества начисто лишилась возможности передвигаться. Вечно скитающаяся и мыкающаяся, всегда жила у чужих людей. Когда был самый расцвет атеистического государства в 30-е годы — тогда был самый расцвет святости в её жизни. Матрона могла, не видя ничего земными глазами, видеть тайны человеческого сердца. Оказалось, что слабая женщина, которая якобы не может никому помочь, помогла сотням людей при жизни и тысячам людей по смерти.
Несмотря на свою физическую немощность и слабость Блаженная Матрона — самая известная Святая женщина XX столетия. Ведь на самом деле она сильна! Несмотря на то что слепая физически, она зрячая в духе, своей духовной силой приносила людям утешение и исцеление. Совмещение двух крайностей — полная физическая беспомощность и такая огромная духовная сила во Христе, её духовные подвиги —это искреннее откровение о человеке — вот каким может быть человек, что в нём содержится, если этот потенциал раскрыть и правильно им воспользоваться.
Почему Матрона причислена к лику святых
Причисление к лику святых в православной церкви называют — «канонизацией». Канонизация — долгая и трудоемкая процедура, происходящая по прошествии 30-50 лет после смерти праведного человека, и занимается ею Синоидальная комиссия по канонизации святых. Комиссией рассматриваются духовные подвиги и чудотворения (если были) кандидатов в святые, их труды, житие, исцеления больных, а также воспоминания современников и конечно же мощи праведных людей. Но всё это конечно не значит, что святыми являются лишь те люди, которые были канонизированы, ведь множество святых людей жили и умерли, ещё до создания этой комиссии…
Но канонизация блаженной Матроны Московской произошла далеко не сразу. Предметом разногласий и споров стал главным образом выход огромным тиражом книги Зинаиды Ждановой «Сказание о житии Блаженной Старицы Матроны», изданной Ново-Голутвинским монастырем. В этой книге описывалась встреча Святой с Иосифом Сталиным, освещение блаженной Матроной воды и масла, а также глупый рассказ о «спасительной» пяточке Матроны. Хоть эта книга и была самым популярным вариантом рассказов про Матрону в народе, но все же она послужила предметом отрицательной критики в адрес Святой женщины. Ведь благодаря некоторым вымыслам, написанным в книге, Святую Старицу легко можно сравнивать с всемирно-известной Вангой, не имеющей к православию никакого отношения. Кроме, этих вымыслов темных пятен к биографии Святой добавил ажиотаж создавшийся в отношении её мощей, которые покоятся на Таганке в Покровском ставропигиальном женском монастыре. Из-за него некоторые — как верующие, так и неверующие люди, сравнивают св. Матрону со знахаркой, ясновидящей или ворожеей и сомневаются в ее святости…
К счастью, Русская Православная Церковь признала книгу Зинаиды Ждановой несоответствующей реальной жизни Святой Старицы, отталкиваясь от слов самого автора, что в книге есть вымысел. Комиссия из преподавателей Московской духовной академии, которая была создана Священным Синодом, написала другой канонический текст жития Старицы, отталкиваясь все же от книги Зинаиды Ждановой (ведь Старица прожила у этой женщины около семи лет), но исключив из нее те факты, которые невозможно проверить — к примеру факт встречи Матроны с самим Сталиным — якобы вождь, ходил выяснять у святой, кто победит во Второй Мировой войне.
Но практически, такого быть не могло. Ведь прозорливица была гонимой тогдашней властью и ее могли в любой момент арестовать…
Старица мало проповедовала, чаще она давала наставления, что нужно делать в данном, конкретном случае и в большинстве, наставления эти действительно помогали! В первую очередь она учила любви к Богу. Учила, что в защите от зла больше всего помогает молитва, причащение, Святая вода да крест Господень. Людей не живущих в церковном браке, а просто сожительствующих — наставляла венчаться в церкви, укоряла всех тех, кто не хотел, или боялся надевать крестик на шею.
Но почтение к Матронушке (как сейчас многие её называют), появилось у православных людей, задолго до её канонизации и даже задолго до ее смерти! Она заслужила это духовным и физическим исцелением множества больных, которых не знали как вылечить даже известные доктора, а также множеством сбывшихся пророчеств, которые продолжают сбываться по сегодняшний день. А тропа к её могиле не зарастает сегодня, также как в былые годы и не зарастет никогда.
Чудеса и житие святой. Кратко
Родилась Матрона Дмитриевна Никонова недалеко от славно известного Куликова поля, в селе Себино Епифанского уезда в 1881 году осенью. Родители Дмитрий и Наталья — уже немолодые крестьяне, были благочестивыми людьми и жили бедно, можно сказать в нищете.
В семье Никановых, на момент рождения Матроны, было уже трое детей, беременная четвертым ребёнком Наталья, думала отдать его в приют, из-за нищеты и боязни не прокормить всех детей. Но ей приснился сон, в котором она увидела как еще нерожденная дочь, явилась к ней в виде белой птицы без глаз, с человеческим лицом и села на руку. Будучи верующим, богобоязненным человеком, Наталья отказалась от намерения отдавать ребёнка, решив, что этот сон от Бога. Получилось как во сне — девочка родилась слепой. Причём, мало сказать просто слепой, глаз у девочки не было совсем — веки прикрывали пустые глазницы… Видно сам Бог избрал Матрону для тяжёлого служения и с самого начала возложил на неё такой крест, дав вместо обычного зрения, зрение духовное, и крест этот она терпеливо несла всю свою жизнь! Девочку окрестили Матроной, в честь Матроны Константинопольской — греческой подвижницы V века.
Дар прозорливости и исцеления больных открылся у Матронушки еще в 7 лет. В благодарность за помощь, люди приносили слепому ребенку вещи и продукты — деньги Матрона отказывалась принимать. Поэтому слепая Матрона не только не было обузой для своей семьи, но и стала кормилицей для своих родных.
Родители девочки были набожными, благочестивыми людьми. Они всегда брали с собой Матронушку в храм, поэтому, можно сказать девочка выросла там. Отлично зная церковные песнопение, она часто подпевала певчим. А когда дочка терялась, то мать знала где она — конечно же в храме, где у Матроны было своё излюбленное место, слева за входной дверью, возле западной стены.
Бываю мать, жалея её, говорила — «дитя ты мое несчастное!» На что девочка недоумевая отвечала — «Это я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный и Миша!» Так и получилось по словам маленькой прозорливицы. Впоследствии братья перестали верить в Бога, вступив в партию и став колхозными активистами. Этим и объясняется уход Матроны из родного села и скитания по чужим людям…
Ещё будучи ребенком, она уже хорошо понимала, что ей дано Богом гораздо больше, чем другим детям. Бывало, жестокие дети жалили ее крапивой, предлагая угадать кто именно это сделал. А однажды её, слепую, дети столкнули в яму и со смехом наблюдали, как она сдирая пальчики в кровь, пытается оттуда выкарабкаться. Подобное отношение к себе девочка переносила безропотно, не жалуясь взрослым.
Со временем близкие и окружающие её люди стали замечать, что ей известны не только человеческие грехи и преступления, но и мысли людей. Она могла предвидеть тихийные бедствия, общественные опасности и несчастья. Поток людей к дому Никоновых не иссякал, в день Матрона принимала до 40 человек! К ней привозили лежачих больных и даже издалека, на телегах из соседних уездов и губерний. Она помогала всем, кому могла: больным, немощным, несчастным — почитает над ними молитву и уходят люди от нее уже исцелённые телесно и утешенные душевно… Не раз были случаи, когда по её молитвам исцелялись, даже невоцерковлённые больные люди. Однажды к ней пришла верующая женщина, со своим братом-атеистом. Но всё-таки Матрона помогла ему, сказав чтобы благодарил свою сестру — по её вере он исцелился!
На восемнадцатом году жизни, Всевышний послал ей ещё одно испытание — Матрона лишилась возможности самостоятельно передвигаться. Это случилось в храме, когда Матрона причастившись, отходила от чаши с причастием. При этом она знала, что причиной её паралича, послужит одна женщина. Но избегать Матрона этого не стала, приняв таким образом в очередной раз смиренно и мужественно Божью волю. После этого случая, она так и осталась на всю жизнь прикованной к инвалидному креслу. К счастью, старице всё же удалось до того случая посетить места паломничества, а также увидеться с Иоанном Кронштадтским, который объявил её своей преемницей.
В это единственное большое путешествие в жизни, её взяла с собой дочь помещика — Лидия Янькова. Вдвоём паломницы объехали все самые известные монастыри России.
В Москву старица попала, когда ей было уже 44 года. Тогда были тяжелые времена для Русской Православной Церкви — был конец гражданской войны, сменившийся годами гонения православия атеистическим государством, после которого началась Отечественная война. Святая рисковала быть арестованной каждый день, живя у добрых людей, которые покрывая её, тоже могли пострадать от Советской власти. Но её прозорливость много раз оказывала ей неоценимую услугу, позволяя покинуть убежище, буквально за несколько минут до прихода властей. На протяжении всего этого нелегкого времени, Старица не прекращала принимать нуждающихся в ней людей непрестанно молясь и помогая советом.
В 1952 году святая преставилась, предсказав за три дня свою собственную смерть. Случилось это второго мая, а очевидцы рассказывают, что батюшка пришедший её исповедовать, спросил — «Неужели Вы тоже боитесь смерти?»
На что Святая с кротостью ответила —«Да, тоже боюсь!»
День блаженной Матроны Московской.
Православной церковью не отмечается один, конкретно установленный день памяти Святой — вместо этого есть несколько дат, связанных с её жизнью и смертью, в которые церковью принято поминать Святую старицу.
22 ноября (по старому стилю 9-го) — день рождения Святой. Матрона Появилась на свет в Тульской области — поэтому ее и относят к тульским Святым.
2 мая — в этот день Матрону причислили к лику святых, к тому же эта дата, совпала с днём кончины Старицы.
8 марта (в високосный год 7-го) — в этот день в 1998 году, мощи Святой перенесли в Покровский ставропигиальный монастырь в Москве и упокоили в раке. В этот день принято отмечать обретение мощей Святой провидицы.
5 октября — день посвященный тульским Святым, но Матрону Московскую также принято поминать в этот день, поскольку она относится к их числу.
Могила блаженной Матроны
Похоронили Матрону 4 мая на Даниловском кладбище, где она и завещала себя похоронить. Ещё, она завещала людям приходить на ее могилку всем, кому будет нужна ее помощь, говорила что она всех увидит, услышит и поможет. После её смерти, мало кто знал о местонахождении её могилы, но со временем в этом месте стало людно от паломников. Даже после смерти Святая помогает людям, особенно тем кто приходит к ней с верой. И просящие действительно получают помощь от Матроны, даже те, чья вера слаба! Она помогает найти без вести пропавших, исцеляет больных, наставляет как уладить семейные распри и ещё во многих жизненных ситуациях, помогает найти лучший выход.
С весны 1998 года и до сих пор, мощи Святой покоятся в Московском ставропигиальном монастыре. Монастырь принимает ежедневно, с утра до вечера тысячи прихожан, которые преодолев большие расстояния, стоят в очереди, чтобы прикоснуться к Святым мощам.
Источник: